вторник, 29 января 2013 г.

6) ВОЦАРИВШИЙСЯ ХАМ В УКРАИНЕ - РУСИ


Грядущий Хам уж даже не грядет.
Уже он сам в грядущем нас ведет
Лина Костенко, 1989 год.
Нет более страшных угнетателей и тиранов, чем бывшие рабы, сохранившие рабскую душонку; никто не кричит громче о независимости, чем продавшие ее изменники... 



В 1906-м Дмитрий Мережковский писал: «...бойтесь — рабства и худшего из всех рабств — мещанства и худшего из всех мещанств — хамства, ибо воцарившийся раб и стал хам, а воцарившийся хам и есть черт — уже не старый, фантастический, а новый, реальный черт, действительно страшный, страшнее, чем его малюют, — грядущий Князь мира сего, Грядущий Хам.

Мертвая православная казенщина, служащая казенщине самодержавной. Третье лицо будущее — под нами, лицо хамства, идущего снизу — хулиганства, босячества, черной сотни — самое страшное из всех трех лиц.

Эти три начала духовного мещанства соединились против трех начал духовного благородства: против земли, народа — живой плоти, против церкви — живой души, против интеллигенции — живого духа России».

Этого Хама увидел Булгаков и понял, что из Шарикова может вырасти Антихрист. Сегодня этот Шариков-Антихрист вернулся в Украину, где была уничтожена интеллектуальная элита, духовные лидеры, художники, стратегически и патриотически мыслящие политики. Системная аморальность и всеохватывающее равнодушие стали климатом и Украины, и России, отбирая будущее у этих стран.

(Оксана Пахлевская, газета «День»)

Украина окончательно разделена не на украиноязычную и русскоязычную, а на потенциально европейскую и бесперспективно совковую. Первая разговаривает на украинском, русском, английском и других языках, а языком второй есть феня....

Трагедия сегодняшней России и соседних с ней народов заключается в нерешености ее собственной идентичности. И если Украина разделена всего лишь между двумя идентичностями - потенциально европейской и совково-люмпенской, Россия мечется в плотной паутине архаических мифов о самой себе, из которых ни один не был реализован до конца.

Россия возникла как результат неустанной «политической булимии». Россия хаотично заглатывала народы, этносы, их земли, культурные традиции и душу. Локальные традиции искореняли. Насаждали российскую бюрократию, русскую церковь, армию.

Народы подвергались тотальной русификации. И чем ниже был культурный порог человека, тем легче он принимал русификацию, видя в этом гарантию казенного продвижения.

Российской идентичности присущи две основные структурные черты, которые отличают ее от идентичности европейской:

1) Первая черта - это замкнутость. Европейская культура открыта к миру, это культура инклюзивная, культура диалога, жаждущая новых смыслов, что дает ей возможность постоянно модернизироваться. Имеет в себе неизлечимый парадокс: чем шире становилась Российская империя с географической точки зрения, тем уже - то есть более подверженной цензуре она делалась в идеологическом плане.

Катастрофой для России стал ХХ век - как и сама Россия стала одной из катастроф этого века. Параноидальная сталинская цензура оторвала русскую культуру - и культуры вовлеченных в российскую орбиту народов - от Европы, от европейского гуманитарного наследия. А западная гуманитаристика ХХ ст. - это основной мотор прогрессивного развития демократического мира, интеллектуальное наследие, из которого прорастает многогранный конструктивный модерн.

Добровольная оторванность, самоизоляция России от цивилизованного мира имеет драматические последствия не только в отсталости экономики, технологии, социальных стандартов и т.д.

2) Вторая черта - это перманентное пересоздание идентичности как процесс, где культура занимает подчиненное, «служебное» место по отношению к идеологии. Постоянно происходит разрушение неоконченного «старого» для построения неопределенного «нового». Т.е. - страна с постоянно изменяющимся "НЕПРЕДСКАЗУЕМЫМ ИСТОРИЧЕСКИМ ПРОШЛЫМ". А что может ждать хорошего в будущем страну, которая имеет "непредсказуемую" историю? И такую же историчекую память имеет её несчастный, безграмотный, безбожный (аморальный) и вечно пьяный народ.

Когда СССР распался, Россия начала воспроизводить свои каноны - Сегодняшняя Россия реконструирует себя в советском варианте с имперским наполнением, т.е. пытается совместить две взаимоисключающие идентичности, два взаимно неприемлемых канона.

И эти две идентичности взаимоисключающи не только в историческом диахроническом плане (имперская система плюс советская), а в синхронном геокультурном плане:

Россия как «Русский Мир» и Россия как Евразия уничтожают друг друга.

В тему: Андрей Окара: Россия готовится стать колониальной квази-империей "Неуправляемое (или плохо управляемое) накопление идентичности приводит к неизбежному ее упрощению, к замене несовместимых идентичностей абстрактной риторикой имманентного «величия» России, которое реально разбивается о драматические общественные реалии. Поэтому и «Русский мир», и Евразия становятся экстенсивными концепциями. Попытки идеологически инкорпорировать в них как можно более широкие массы населения как в своей стране, так и за ее пределами оборачиваются подменой качества - количеством.

Поэтому в культуре господствует полный аксиологический хаос, нравственная дезориентация.

Ведь ценности формируются в зависимости от чувства исторической принадлежности.

А Россия которая якобы хочет быть как «и Европа, и Азия» в опасных пропорциях смешивает худшие черты обеих цивилизаций. Поэтому так легко подменить конкретные культурные смыслы идентичности громкими, но пустыми лозунгами типа: «Смирись, Кавказ: идет Медведев!»

Коммуникативная функция языка в обществе подчинена функции языка как носителя ценностей. То, с какими книжками мы вырастаем и вступаем во взрослую жизнь, учимся, работаем, воспитываем детей, является определяющим для общего уровня культуры общества.

Существует многоплановое понимание западного канона. В нем могут добавляться или вычитаться отдельные имена близких к нам по времени авторов, но основы западной культуры будут одни и те же: Гомер, античная литература, святой Августин, Данте, Эразм, Сервантес, Шекспир, Ѓете, Вольтер, Руссо... И никому не придет в голову противопоставлять одну культуру другой, давать преференции одному языке перед другим. Европейская культура - это пространство, что творится многими нациями.

Идентитарный хаос России открыл черные ниши и в литературном каноне, в которых загнездилась худшая часть российского национализма и его адептов в других культурах.

Изучение русской литературы идет широким фронтом в Украине. Но КАКОЙ литературы?

Ни одна другая культура мира не претерпела такого влияния собственного идеологического диктата и такого прессинга цензуры, как культура русская. Это культура, которая всегда все запрещали, даже у себя, что уж там говорить о соседях, где культура просто “резалась по живому”. Русская литература в советской школе преподавалась по жесткой схеме сталинского тоталитарного режима.

Поэтому советский школьник выходил из школы со знанием русской литературы как доктрины. Один из профессоров Московского университета говорил нам, первокурсникам: «На экзамене не вздумайте мне сказать, что Пушкинские строки «Октябрь уж наступил» предвещали Октябрьскую революцию». Но, по логике советского канона, не только Пушкин, но и другие писатели были «предвестниками революции».

Все разрешенные писатели XIX в. имели функцию «революционеров-демократов», гоголевские Остап и Андрей были «истинными русскими характерами», которые давали взбучку, Наташу школьники еще выдерживали, о Достоевском помнили, что он вышел из «Шинели» Гоголя, «сны Веры Павловны» вызывали гомерический хохот, Муму была объектом анекдотов, Павка Корчагин вместе с горьковского «Буревестником», который «гордо реял», - объектом дружной ненависти, от Фадеева нудило, на Гладковского «Цемент» засыпали.

По учебной программе советских школьников и студентов были полностью исключены Чаадаев, русская дореволюционная философия, «Серебряный век», модернистская и эмигрантская литература, Пастернак и Цветаева, Ахматова и Мандельштам, Булгаков, Замятин, Платонов, Набоков, Солженицын, Шаламов...

Что уж говорить о сплошь тогда запрещенной литературе украинской!

Но как школьник независимой Украины может найти силы на системное освоение реального корпуса русской литературы, если в самой России началась реконструкция того же тоталитарного мышления?

И, конечно, за гранью досягаемости этого школьника находятся альтернативные культуры - европейские и американские.

Нельзя же требовать от преподавательского состава украинской школы, доведенного собственными политиками до полудикого существования, знания иностранных языков и уровня культурной квалификации...

А вопросов архиважных много: будет ли в программе украинской школы Чаадаев с его утверждением, что Россия - «прореха в истории человечества», за которое стал первым в России узником психушки задолго до «исправительных» советских психлечебниц. Пушкин так и останется «солнцем русской поэзии», или все же взгляд на него станет более артикулированным? Так, во время торжеств, посвященных Дню русского языка в Донецкой, председатель Донецкого облсовета, член ПР, спросил: «Разве не охватывает дрожь, когда читаешь "Кавказского пленника» нашего великого поэта Александра Сергеевича Пушкина?". И действительно, как не вздрогнуть при строках: «И воспою тот славный час, / Когда, почуя бой кровавый, / На негодующий Кавказ / Подъялся наш орел двуглавый». Или: «Но се — Восток подъемлет вой!.. / Поникни снежною главой, / Смирись, Кавказ: идет Ермолов!»

Пророческие строки - можно было уже перефразировать великого поэта: «Смирись, Кавказ: идет Кадыров! (Или - Путин с Медведевым?)»

А уж польская тема! Учит украинский школьник антипольские стихи Жуковского и Тютчева? А как преподавать отлученного от русской церкви Толстого? Практически изъятого из оборота в России Салтыкова-Щедрина? В школе следует глубже прочитать «Бесов» Достоевского, а также «Легенду о великом инквизиторе».

Ничего не напоминает? Как быть с Герценом? А с декабристами? По советским канонам, они приближали революцию 1917 года. А по сегодняшнему - монархисты призывают второй раз их повесить из-за чуждых для России идей. А что делать со всей русской философией конца XIX - начала ХХ ст.?

Надо ли слушать фальшивую риторику Кирилла, или может лучьше читать Бердяева, который предупреждал, что огосударствленное православие разрушит Россию? Или Георгия Федотова с его культом свободы и предвидением, что невнимание России к национальному вопросу обернется распадом империи? Или Соловьева, который боялся, что «Россия Ксеркса» победит «Россию Христа»?

Или опять перечеркнем эту страницу русской культуры - именно ту страницу, где русская литература является частью критического европейского мышления?

Или вспомним Блока. О чем его «Скифы»? О том, что Россия угрожает Европе уничтожением. О том, что Россия - монгольская. О ее ненависти к Европе.

Россия переживает тяжелый кризис своей идентичности, а значит, и кризис самоосмысления своего литературного наследия. Потому им значительно легче узаконить русский язык фильмов о чекистах и наркотических подворотнях, чем язык высокой интеллектуальной культуры.

Деинтеллектуализация русского языка
Сегодня Россия оказалась в ловушке, которую сама и создала. Уничтожив за годы советской власти не только национальные элиты, но и элиту российскую, она родила собственный люмпенский политический класс, который имеет разветвления в странах, до сих пор не вышедших из российской орбиты.

Поэтому сейчас в Украине появились в защиту русского языка политические силы, которые олицетворяют позорный вариант советской традиции: сочетание агрессивности и невежества, полного безразличия к культуре с циничным умением ею манипулировать. Люмпены от политики, которые в свою защиту поднимают так же люмпенская улицу.

«Бранно-бандитский» русский язык давно уже царит в Украине, начиная с властных коридоров.
...А посреди Киева танцуют пожилые бабушки с блаженными улыбками и татуированные амбалы размахивают плакатами «Я говорю по-русски». Как это грустно и унизительно - для независимой Украины, но все же и для России, которая заботится не о том, чтобы их продукции в мире на русском языке стала привлекательной, а о том, чтобы наименее образованная часть постсоветского общества утвердила свое право назвать свою феню и свой мат «великим и могучим русским языком».

Советская деградация породила деградацию постсоветскую. История - в который раз - пошла по кругу.
           Вы спросите: а причем здесь евреи? 

               А я Вам отвечу, что евреи уехаили и некому теперь ни лечить ни учить эту дебилократию. А из своей национально-гордой среды как великороссов или малороссов вырастить конкурентноспособную культурную элиту они пока не в состоянии. Из шариковых можно вырастить только швондеров.

          И без всякого сомнения, в тот час, когда обезумевшие от предчуствия своего скорого конца имперские оккупационные власти и их прислужники - православные мракобесы Украины-Руси, бросят в народ провокационный клич: "Кто виновен в бедствиях народных?", народ естественно ответит : ведомо кто - враги христовы, кровососы на теле народа, - иноверцы - инородцы пархатые !" со всеми вытекающими последствиями.... в Бабьем Яре XXI века.

Люди! Молю Вас - Будьте бдительны! Так закончил свой "Репортаж с петлей на шее", убытый нацистами в застенке Шпандау журналист Юлиус Фучек.

                   А "...граждане не хочуть его слушать, гражданам бы выпить и покушать"- (Евгений Евтушенко)

Комментариев нет:

Отправить комментарий