Вот и 70 лет минуло после массового убийства ВСЕХ 80 000 киевских евреев - женщин, детей и стариков - украинских граждан. 65 лет прошло после Нюрнбергского процесса.
Уже 50 лет гремит стих Евтушенко, - приговором всем бывшим, настоящим и будущим властям Украины-Руси:
«Над Бабьим памятника нет....и потому, ДЛЯ ВСЕХ АНТИСЕМИТОВ Я — ЕВРЕЙ!».
Уже тогда - во времена оттепели, поэт увидел и рассказал, что со смертью тирана советский государственный антисемитизм в политике властей не только не исчез, а еще более укрепился и родил мутанта - антисионизм. (Этому сталинскому политическому оружию мы посвятим следующий раздел нашего экспертного исследования.)
Из мемуаров Е.Евтушенко: «Еще до приезда в Киев я познакомился с молодым писателем Анатолием Кузнецовым. Он мне очень подробно рассказал о Бабьем Яре. Он был свидетелем того, как евреев собирали, как их вели на казнь. Он тогда был 12-летним мальчиком, но хорошо все помнил. ... он сводил меня на Бабий Яр.
...Я был совершенно потрясен тем, что увидел. Я знал, что никакого памятника там нет, но я ожидал увидеть какой-то памятный знак или какое-то ухоженное место. А увидел самую обыкновенную свалку, в которую была превращена братская могила всех киевских евреев, в такой «сэндвич» дурнопахнущего мусора. И это на том месте, где в земле лежали десятки тысяч ни в чем неповинных людей, детей, стариков, женщин.
На наших глазах подъезжали грузовики и сваливали на то место, где лежали эти жертвы, все новые и новые кучи мусора. Я спросил Анатолия, а почему сейчас такой заговор молчания вокруг этого места? Во время войны Илья Эренбург написал стихи, Лев Озеров написал очень хорошие стихи, а почему сейчас такой заговор молчания?
Анатолий Кузнецов сказал, что есть много причин. Ведь примерно 70 процентов людей, которые участвовали в этих зверствах, это были украинские полицаи, которые сотрудничали с фашистами, и немцы им предоставляли всю самую черную работу по убийствам. Поэтому это считается как бы подрывом престижа украинской нации. Я ему сказал, что ведь у нас же тоже были предатели. Говорить о них не считается подрывом нации, это считается очищением нации от тех преступлений, которые совершались. Он сказал — а вот ты попробуй объяснить это этим людям. И потом, зачем им героизировать ту нацию, которая опять подозревается во всех грехах?
Вы помните, что это было вскоре после того, как были вспышки антисемитизма, когда убили Михоэлса, когда арестовали очень много еврейских интеллигентов, затем раскручивалось "дело врачей".
Я был настолько устыжен тем, что я видел, что я этой же ночью написал стихи. Потом я их читал украинским поэтам,
И уже на следующий день в Киеве хотели отменить мое выступление.»(Е. Евтушенко)
А вот что писал в своей знаменитой книге Бабий Яр сам живой свидетель массового убийства евреев - Анатолий Кузнецов:«Иные занятные старики не устают твердить о том, что ваше счастье в том, что ваша юность пришлась на мирное время. Что ужасы войн существуют для вас только в книгах. Вы слушаете и не слушаете. Говорите: надоело. Говорите: а пошли вы с вашими войнами, с вашим хаосом в мире, который вы же натворили и в котором сами не можете разобраться, - а пошли вы, к чертовой матери. Хорошо сказано. Вас понял.
... Как это хорошо: плевать на всю и всяческую политику, танцевать, любить, пить вино, спать, дышать. Жить. О, дай вам Бог!
Только смотрю я и вижу, как, пока одни любят и спят, другие деятельно штампуют для них наручники. Зачем? А вот это вопрос. Они не плюют на политику, они ее делают. Строгают свою дубину. Потом опускают дубину на чужие головы, проводя таким образом свою политику в жизнь.
Осторожно, люди!
На основании своего, чужого, всеобщего опыта, на основании многих мыслей, поисков, тревог и расчетов говорю вам: ГОРЕ СЕГОДНЯ ТОМУ, КТО ЗАБЫВАЕТ О ПОЛИТИКЕ.
Я не сказал, что люблю ее. Я ее ненавижу. Презираю. Не призываю вас любить ее или уважать. Только говорю вам: НЕ ЗАБУДЬТЕ.
Вы могли быть мною, родиться в Киеве, на Куреневке, а я вот в этот момент мог быть вами и читать эту страницу.....
ГЛАВА ПОСЛЕДНЯЯ, СОВРЕМЕННАЯ [УНИЧТОЖЕНИЕ ПЕПЛА] Куреневка сильно изменилась: [по главной улице Фрунзе (Кирилловской) ходят троллейбусы, часто проносятся "Чайки" с членами правительства, едущими на свои дачи в Пуще-Водице], вдоль трассы стоят девятиэтажные дома...
Бабьего Яра нет. [По мнению некоторых руководящих деятелей его и не было.] Овраг засыпан, по нему проходит шоссе.
[С самой войны раздавались голоса (начал И. Эренбург), что в Бабьем Яре нужно поставить памятник. Но украинский ЦК партии, который тогда возглавлял Н. Хрущев, считал, что люди, расстрелянные в Бабьем Яре, памятника не заслуживают.
Я не раз слышал такие разговоры киевских коммунистов:
- Это в каком Бабьем Яре? Где жидов постреляли? А с чего это мы должны каким-то пархатым памятники ставить?
Действительно, наступил государственный антисемитизм 1948 -1953 годов, вопрос о памятнике был снят.
После смерти Сталина стали опять раздаваться осторожные голоса, что Бабий Яр, собственно, не только еврейская могила, что там втрое или вчетверо больше процент русских и других национальностей.
Такие аргументы мне всегда казались дикими: значит, если доказать, что некий процент больше, то памятник стоит воздвигать только в таком случае? Как можно вообще считать проценты? В Бабьем Яре лежат ЛЮДИ.
Украинский ЦК, который в 1957 году возглавил Н. Подгорный, видимо, проценты посчитал, нашел их неубедительными, и было принято соломоново решение: чтобы навсегда покончить с разговорами - уничтожить Бабий Яр и забыть о нем.
Так началась вторая попытка вычеркнуть Бабий Яр из истории.
Было решено не засыпать, а замыть способом гидромеханизации.
Бабий Яр перегородили плотиной и, стали в него качать по трубам пульпу с соседних карьеров кирпичного завода. По оврагу разлилось озеро. Пульпа - это смесь воды, и грязи. По идее грязь должна была отстаиваться, оседать, а вода стекала через плотину по желобам.
Я ходил туда и потрясенно смотрел на озеро грязи, поглощающее пепел, кости, каменные осыпи могильных плит. Вода в нем была гнилая, зеленая, неподвижная, и день и ночь шумели трубы, подающие пульпу. Плотину подсыпали, она росла, и к 1961 году стала высотой с шестиэтажный дом.
В понедельник 13 марта 1961 года она рухнула.
Широким своим устьем Бабий Яр выходил на улицу Фрунзе, то есть Кирилловскую, прямо на трамвайный парк и густонаселенный район вокруг него, даже в самом устье Яра по склонам лепились дома.
Сперва вода залила улицу, так что застряли трамваи и машины, а люди в это время спешили на работу, и по обе стороны, наводнения собрались толпы, не могущие перебраться.
В 8 часов 45 минут утра раздался страшный рёв, из устья Бабьего Яра выкатился вал жидкой грязи высотой метров десять. Уцелевшие очевидцы, наблюдавшие издали, утверждают, что вал вылетел из оврага как курьерский поезд, никто убежать от него не мог, и крики сотен людей захлебнулись в полминуты.
Инженерные расчеты заключали в себе ошибку: грязь, которую качали долгие годы, не уплотнялась. Она так и оставалась жидкой, поскольку главной частью ее была глина. Глинистые откосы Бабьего Яра, надежно сохраняли ее в жидком состоянии. Бабий Яр был превращен в ванну грязи, такую же чудовищную, как и породившая ее идея. Размытая вешними водами плотина рухнула, и ванна вылилась.
Толпы людей вмиг были поглощены валом. Люди, бывшие в трамваях, машинах, - погибали, пожалуй, не успев сообразить, что случилось. Из движущейся вязкой трясины, вынырнуть или, как-либо барахтаясь, выкарабкаться было невозможно.
Дома по пути вала были снесены, как картонные. Некоторые трамваи покатило и отнесло метров за двести, где и погребло. Погребены были трамвайный парк, больница, стадион, инструментальный завод, весь жилой район.
Милиция оцепила район и следила, чтобы никто не фотографировал. На некоторых крышах видны были люди, но неизвестно, как к ним добраться.
Место катастрофы, очень оперативно было обнесено высокими заборами, движение по улице Фрунзе закрыто, остатки трамваев накрыты, железными листами, трассы гражданских авиалиний изменены, чтобы самолеты не пролетали над Куреневкой и нельзя было сфотографировать.
Раскопки длились два года. Было откопано множество трупов - в домах, в кроватях, в воздушных подушках, образовавшихся в комнатах под потолком. Кто-то звонил в телефонной будке - так и погиб с трубкой в руках. В трамвайном парке откопали группу кондукторов, как раз собравшихся там сдавать выручку - и кассира, принимавшего ее. Цифра погибших, естественно, никогда не была названа. Бабьему Яру не везет с цифрами.
[Попытка стереть Бабий Яр обернулась неожиданной стороной, привела к новым массовым жертвам, даже возникли суеверия. Популярной была фраза: "Бабий Яр мстит".
В 1962 году началась третье попытка - и самая серьезная.] На Бабий Яр было брошено огромное количество техники - экскаваторов, бульдозеров, самосвалов, скреперов. Грунт был водворен обратно в Яр, частью распланирован на месте погибшего района. Бабий Яр был все-таки засыпан, через него проложили шоссе. Далее были проведены следующие работы.
На месте концлагеря выстроен новый жилой массив, можно сказать, на костях: при рытье котлованов постоянно натыкались на кости, иногда скрученные проволокой. Передний ряд этих домов выходит балконами как раз на места массовых расстрелов евреев в 1941 году.
На месте старого трамвайного парка выстроен новый.
На месте погибшего жилого района построены девятиэтажные здания.
[Остатки плотины усажены молодыми тополями.
И, наконец, уничтожено еврейское кладбище. Были пущены бульдозеры, которые срывали могилы и плиты, попутно выворачивая кости и гробы.
На месте кладбища развернулось строительство новых помещений телецентра, оборудованных по последнему слову науки и техники, что еще раз подтверждает: наука варварству не помеха.
В эпицентре же всех этих работ, над засыпанными местами расстрелов, началась планировка стадиона и разных увеселительных комплексов. Летом 1965 года, ночами я писал эту книгу, а днем ходил и смотрел, как работают бульдозеры.
В двадцать пятую годовщину первых расстрелов, а именно 29 сентября 1966 года, в Бабий Яр потянулись люди со всего Киева. Говорят, это было внушительное зрелище. Возник стихийный митинг, на котором выступали Дина Проничева, писатель Виктор Некрасов, молодой украинский публицист Иван Дзюба - и опять они говорили о памятнике...
Поэтому проект властей остался не реализованным до полного уничтожения памяти. На проклятом месте теперь не делается ничего. Между жилым массивом на месте лагеря с одной стороны и телецентром на месте кладбища с другой - посредине лежит огромный, заросший лопухами и колючками пустырь.
Так с третьей попытки Бабий Яр все-таки исчез, и я думаю, что если бы у немецких нацистов было время и столько техники, то о лучшем они и мечтать не могли.
В скобках можно добавить, что бывший секретарь ЦК КП Украины Н. Подгорный, при котором совершен такой подвиг, пошел в гору. Он стал Председателем Президиума Верховного Совета СССР.]
До последнего времени в кладбищенском доме над оврагом жила сторожиха М. С. Луценко - тетя Маша, которую в свое время немцы совершенно упустили из виду и не подозревали, что она подкрадывалась в зарослях и видела всё, что они делают. Мы ходили с ней, она еще и еще раз показывала, где начиналось, где подрывали склоны и как "вон там и там их клали на землю. А они ж крича-ат!.. О Матерь Божья... Они их лопатами бьют, бьют". При этом она указывала рукой под землю, вглубь, потому что мы стояли над оврагом несуществующим.
Только такие старожилы еще могут указать границы Бабьего Яра, остатки, плотины и другие следы событий. Но улик от преступлений не осталось. Пепел, как вы помните, был частью развеян, зола и кости теперь лежат глубоко-глубоко, так что от погибших не осталось ничего. Сколько их было - тоже никогда не узнать. Все официальные цифры - условны, их меняют в зависимости от ситуации.
И все же я думаю о том, что ни одно общественное преступление не остается тайным. Всегда найдется какая-нибудь тетя Маша, которая видит, или спасутся пятнадцать, два, один, которые свидетельствуют. Можно сжечь, развеять, засыпать, затоптать - но ведь остается еще людская память. Историю нельзя обмануть, и что-нибудь навсегда скрыть от нее - невозможно.
*
Этот роман я начинал писать в Киеве, в хате у матери. Но потом не смог продолжать и уехал: не мог спать. По ночам во сне я слышал крик: то я ложился, и меня расстреливали в лицо, в грудь, в затылок, то стоял сбоку с тетрадкой в руках и ждал начала, а они не стреляли, у них был обеденный перерыв, они жгли из книг костер, качали какую-то пульпу, а я всё ждал, когда же это произойдет, чтобы я мог добросовестно всё записать. Этот кошмар преследовал меня, это был и не сон, и не явь, я вскакивал, слыша в ушах крик тысяч гибнущих людей.
Мы не смеем забывать этот крик. Это не история. Это сегодня. А что завтра?
Какие новые Яры, Майданеки, Хиросимы, [Колымы и Потьмы] - в каких местах и каких новых технических формах - скрыты еще в небытии, в ожидании своего часа? И кто из нас, живущих, уже, может быть, кандидат в них?
Будем ли мы понимать когда-нибудь, что самое дорогое на свете - жизнь человека и его свобода? Или еще предстоит варварство?
На вопросах, пожалуй, я и оборву эту книгу.
Желаю вам мира. [И свободы.] (В ОГЛАВЛЕНИЕ)
1969 г.».(А.Кузнецов)
Но если Вы, дорогой читатель, думаете, что за прошедшие после этого геноцида годы что-либо изменилось в отношении наших властей к еврейскому вопросу, то почитайте самый свежий крик души, нет — вопль Вадима Рабиновича: «Януковича не пустят в Бабий Яр»:« – это вопиющая наглость по отношению и к памяти погибших, и к их родным и близким, и в целом к государству и его руководству...» http://www.mignews.com.ua/ru/articles/70299.html
А Дракон-юдофоб слушает, да ест.... по-иезуитски, живьем сжигает в своем мерзком чреве национальную память о жертвах Голокоста в Бабьем Яру.
В ответ на вопль Рабиновича власти выпускают на арену вторую сторону, якобы, спора между, якобы, еврейскими лидерами Украины: Александр Найман, Киев «Еще раз – о Бабьем Яре» http://newswe.com/index.php?go=Pages&in=view&id=3485 (Печально, однако, что такое уважаемое издание как «Мы здесь» подает эту публикацию в столь одностороннем порядке, а 250 читателей этого материала не оставили ни единого комментария?)
А «питерские православные чекисты», как они с гордостью себя величают, придают этим режиссированным на Лубянке «еврейским войнам» статус «танцев на костях» Бабьего Яра в своих подлых и циничных комментариях:
«...Еврейские лидеры пытаются заработать международные еврейские дивиденды на строительстве Мемориального комплекса Бабий Яр. В. Рабиновичу удалось решить в этом направлении ряд вопросов строительства и объявить конкурс на строительство, благодаря поддержке мэра Черновецкого, серьезно завязанного на израильском бизнесе, в который его ввели Е. Червоненко и В. Рабинович.
Старые оппоненты В. Рабиновича по этому вопросу И. Зисельс, В. Нахманович и другие будут всячески противодействовать концепции В. Рабиновича строительства в Бабьем Яру.
Реально противостояние вызвано как желанием пропиариться и взять такой лакомый кусок как Бабий Яр под свой контроль, так и видением того, что Зисельс и Нахманович справедливо полагают, что мемориал должен состоять из мемориальных объектов, без синагог и культурно-массовых объектов.
Таким образом, в этом году история со строительством может вызвать очередные еврейские войны по указанной проблеме. Поскольку высока цена не столь самого объекта, сколь его политическая составляющая.
Старые оппоненты В. Рабиновича по этому вопросу И. Зисельс, В. Нахманович и другие будут всячески противодействовать концепции В. Рабиновича строительства в Бабьем Яру.
Реально противостояние вызвано как желанием пропиариться и взять такой лакомый кусок как Бабий Яр под свой контроль, так и видением того, что Зисельс и Нахманович справедливо полагают, что мемориал должен состоять из мемориальных объектов, без синагог и культурно-массовых объектов.
Таким образом, в этом году история со строительством может вызвать очередные еврейские войны по указанной проблеме. Поскольку высока цена не столь самого объекта, сколь его политическая составляющая.
( Владимир Матвеев, Структура еврейских организаций на Украине. Часть 1. www.proza.ru)» (http://sccan.org/life/1315-struktura-evrejskix-organizacij-na-ukraine-chast-1.html)
Это и есть наглядный индикатор уровня хронической болезни юдофобства всех, без исключения, государственных властей,- настоящих и бывших в Киеве и Москве со времен первых еврейских погромов!
( Первый крупнейший погром на Руси произошел в 1113г. в Киеве. В летописи он зафиксирован как «первые жидотрепания на Руси».
Вот как об этом пишет Татищев: «В Киеве после смерти великого князя в полной мере проявилась непопулярность его политической линии. Начались народные волнения под лозунгом: "Святославичев не хотим!". Сначала был разграблен дом Путяты, тысяцкого (командующего ратью), и дома его друзей, потом гнев народный обратился на еврейскую колонию, обласканную покойным князем. Евреи собрались в синагогу и мужественно отбивались....»
(Это было задолго до монгольского ига и польско-литовского и московского владения Украиной, задолго до появления т.н. евреев - «мироедов», управляющих панскими маетками, шинкарей и ростовщиков, задолго до «Коліївщины» Б. Хмельницкого, задолго до введения черты оседлости, до организованных царской охранкой погромов 1905 г., ..... )
Мемориала «Яд ва-Шем» в Киеве не будет! …..До тех пор, пока киевские и московские власти будут продолжать политику уничтожения национальной памяти о жертвах и палачах еврейского народа в Бабьем Яре.
Говорить об исчезновении государственного антисиметизма в Украине было бы преступлением перед памятью безвинно убитых и преступлением перед исторической памятью грядущих поколений украинцев.
К украинско - еврейскому примирению могут привести только правда и признание вины.
spasibo!vse verno.i grustno!--- bivshaya kievlyanka---- USA,NJ
ОтветитьУдалитьМІНІСТЕРСТВО КУЛЬТУРИ УКРАЇНИ
ГРОМАДСЬКА РАДА
РОБОЧА ГРУПА
НАЦІОНАЛЬНОГО ІСТОРИКО-МЕМОРІАЛЬНОГО ЗАПОВІДНИКА «БАБИН ЯР»
01030, Київ, вул. Ярославів Вал,14д,офіс 90-91;e-mail: jfu@silvercom.net, anayman53@rambler.ru.
www.jew-fund.kiev.ua. Тел/факс: (38044) 278-52-29, тел. 235-13-79, моб. 063-634—11-26
Президенту України Януковичу В.Ф.
Прем’єр-міністру України Азарову М.Я.
Голові Верховної Ради України Рибаку В.В.
Шановні Вікторе Федоровичу, Миколо Яновичу
та Володимире Васильовичу!
Робоча група висловлює Вам свою повагу. Ми дуже цінуємо ВАШе ставлення до культурної спадщини України. Саме тому ми звертаємося до ВАС по допомогу для реалізації Плану організації території Національного історико-меморіального заповідника «Бабин Яр», розроблений Державним підприємством «Всеукраїнський науково-методичний та дослідно-інформаційний центр архітектурної спадщини». Цей план був затверджений Міністерством культури України (наказ №1367)
Ми сподіваємося на ВАШІ суто символічні внески на рахунок АНГОУ (для Заповідника «Бабин Яр», Асоціація неурядових громадських організацій України ЄРПОУ 33229486 розр.№26008000021895 ПАД «Укрсоцбанк» м.Києва, МФО 300023), які будуть свідчити про важливість розбудови Заповідника.
З повагою,
Співголова Робочої групи,
виконавчий директор Академії
історії та культури євреїв ім..Шимона Дубнова,
канд. політ. наук
О.Я.Найман
uk.wikipedia.org/wiki/Найман_Олександр_Якович
Члени Робочої групи:
письменник, кіносценарист,
ведучий телебачення А.В.Дмитрук
кінознавець, член Євразийської академії
радіо і телебачення, канд..мистецтвознавства О.Г.Рутковський