четверг, 24 ноября 2011 г.

Я - СИОНИСТ!



Черчилль о евреях
          Черчилль служил Англии так, как каждый должен служить своей стране – с умом, с трепетной страстью к национальной истории и в то же время с холодным расчетом. И уж конечно, без самозабвенного пренебрежения судьбой страны в пользу жалкого личного успеха. Только так он смог добиться непреходящей любви своей страны и уважения всего человечества. Его яркая жизнь не была позой или “тенденцией”, она была реализацией преданности национальной истории, ее лучшим стандартам. Эта жизненная позиция была органическим продолжением великой политической и гуманистической традиции Англии, естественным проявлением лояльности к согражданам и любви к отечественным святыням.
     
        Молва приписывает Черчиллю слова, ставшие афоризмом: ” В Англии антисемитизма быть не может, поскольку англичане не считают себя глупее евреев”.
Черчилль во время визита в США в 1954 году, заявил: ”Я – сионист”. Это было тогда, да и сейчас тоже, весьма смелым заявлением для руководителя такого уровня. ”Я сионист. Разрешите мне напомнить о том, что я был одним из тех, кто с самого начала выступал за Декларацию Бальфура и самоотверженно проводил её в жизнь. По-моему мнению, это великолепно, что это государство, так эффективно возникнув, превратило пустыню в цветущий сад, с ухоженными городами и посёлками. И то, что это государство смогло дать убежище миллионам своих соотечественников. Жертвам гитлеровских преследований, и не только им. Я думаю, что это прекрасно… Я счастлив, что есть такая страна, где евреев не просто терпят, где они живут по праву хозяев” 
Менее известна его статья  ”Сионизм против большевизма: Борьба за душу еврейского народа”, опубликованная  в «Санди Геральд» 8 февраля 1920 г., в первые годы становления Советской власти в России.
Ниже приводится сокращённый вариант этой статьи в переводе с английского.
*****
Некоторым людям нравятся евреи, а некоторым – нет, но ни один думающий человек не сомневается, что это наиболее угрожающая раса из всех, когда-либо появлявшихся на земле. Дизраэли, еврейский Премьер-министр Англии и лидер консервативной партии, который был всегда предан своей расе и гордился своим происхождением, сказал: «Господь бог так относится к другим нациям, как эти нации относятся к Евреям».  В особенности, если мы посмотрим, с какой жесткостью евреи расправляются с Россией, сравнительно с тем, как мягко они обращаются с Англией. Среди ужасов современности нашей стране можно позавидовать. Поэтому всё, что случилось в мире с самого начала человеческой истории, только подтверждает правоту слов Дизраэли…
Конфликт между добром и злом, который происходит в человеческом сердце, нигде не является таким острым как в среде евреев. Нигде двойственная натура человека не выражена с такой силой и с такой трагичностью. Мы обязаны евреям открытием Христианской системы этики, которая даже без её сверхъестественной части, всё равно была бы самым ценным приобретением человечества, перевешивающей все остальные достижения человеческого знания, собранные вместе. Именно на этой системе и вере мы построили нашу цивилизацию на обломках Римской Империи. И так происходит, что именно сейчас эта же самая удивительная раса строит совершенно другую систему философии и морали, которая настолько же злокачественна, насколько доброкачественна была христианская мораль, и которую если не остановить, разрушит всё, что христианская мораль сделала возможным. Такое впечатление, что и Евангелию Христа, и Евангелию Антихриста было суждено произойти от одного и того же народа, и что эта мистическая и таинственная раса была избрана для высочайших свершений, одновременно божественных и дьявольских. (Речь идёт о революции 17-го года в России – А.З.)…
Хорошие и плохие люди, а большей частью обыкновенные, есть в каждой стране и в каждой расе. И нет ничего более неправильно, чем на основании принадлежности к характерной расе лишать каждого индивидуума его собственных черт, заслуг и поведения. У определённо гениального народа, каким являются евреи, противоположности наиболее заметны, контрасты наиболее выражены, крайности наиболее удалены и последствия этого наиболее разительны.
В настоящий судьбоносный период среди евреев существуют три политических течения: два из них, в общем, полезны и обнадёживающие, но третье абсолютно деструктивное.
Во-первых, национальные евреи живут по всему миру, идентифицируя себя с страной проживания, участвуя в жизни этой стораны, и оставаясь преданными своей религии, рассматривая себя гражданами этого государства, которое приняло их. Еврей, живущий в Англии, скажет: «Я англичанин, исповедующий иудейскую веру». Это является разумной точкой зрения. Мы в Британии знаем, что во время великой борьбы ( Первая Мировая Война – А.З.) влияние во всех странах того, что называется «Национальными евреями», преимущественно было брошено на сторону союзников; и даже в нашей (английской) армии еврейские солдаты играли отличительную часть, некоторые стали военачальниками, а некоторые были награждены высшей наградой, крестом Виктории. Национальные русские евреи, несмотря на ограничения в общественной жизни, играли выдающуюся и полезную роль даже в России. Как банкиры и бизнесмены, они внесли большой вклад в развитие использования экономических ресурсов России. И они были впереди всех в создании таких примечательных организаций, как Русские Кооперативные Общества. В политике они отдавали свою поддержку преимущественно либеральным и демократическим течениям, и они были одними из самых видных адвокатов дружбы с Францией и Англией.
Совсем другое дело Интернациональные евреи – это они источник разных заговоров. Члены этой организации злоумышленников в основном вышли не из самой зажиточной части населения стран, где имело место преследование евреев. Большинство из них, если не все, отошли от веры своих предков и вычеркнули из своих мыслей все надежды на улучшение этого мира. Это движение среди евреев не ново, начиная со Спартака-Вейсгаупта, через Карла Маркса и до Троцкого, Бела Куна (Венгрия), Розы Люксембург (Германия) и Эммы Голдман (США). Этот всемирный заговор по разрушению всей цивилизации и построению общества, полностью застывшего в своём развитии, общества, проникнутого недоброй завистью, уравниловкой, этот заговор постоянно нарастает. Он играл, как неопровержимо показала современный писатель Миссис Неста Вебстер, решающую роль во Французской революции. Он был скрытой пружиной каждого подпольного движения 19 века. Наконец, эта банда невообразимых личностей, этот мутный осадок больших городов Европы и Америки, мёртвой хваткой схватил за горло русский народ и стал неограниченным правителем этой огромной империи. Никак нельзя преувеличить ту роль в создании Большевизма и в Большевистской революции, которую играли эти интернациональные и большей частью атеистические евреи, безусловно величайшую, которая перевешивает все остальные. За исключение Ленина (Ленин по материнской линии – еврей по фамилии Бланк, но тогда это ещё не было известно – А.З.), все их лидеры евреи. Более того, теоретическое вдохновение и практическое исполнение идёт именно от еврейских лидеров. Поэтому Чичерин, чистый русский, был вытеснен Литвиновым. Влияние таких лиц как Бухарин и Луначарский (Здесь Черчилль ошибается, Луначарский – еврей, что далеко не всем известно – А.З.), не может быть сравнимо с влиянием Троцкого, диктатора Петрограда Зиновьева, или Красина, или Радека, евреев. В советских государственных учреждениях подавляющее преобладание евреев потрясает ещё более. Руководство ЧК – в руках у евреев, а иногда даже у евреек. Тоже же самое проклятие было послано и на Венгрию в краткий период правления Бела Куна (Кан)…Во всех этих странах евреи-революционеры составляли ничтожнейшую горстку от общего населения, но насколько злокачественной была эта маленькая часть!..
Сионизм представляет собой третье политическое направление еврейской расы. В противоположность кровавому интернациональному коммунизму, сионизм даёт Еврею национальную идею. Благодаря завоеванию Англией Палестины, Британское правительство имело возможность и осознало ответственность обеспечить для евреев всего мира место для дома и центра национальной жизни. Государственный опыт и историческое чутьё мистера Бальфура предоставили возможность использовать этот случай. Были провозглашены декларации, которые бесповоротно решили политику Великобритании. Огненная энергия практического лидера Сионистского проекта мистера Вайцмана, поддержанная многими видными английскими евреями, и полной властью Лорда Allenby, всё направлено на успешное осуществление этого проекта. Конечно, Палестина слишком маленькая, чтобы вместить евреев со всего мира, и большинство евреев не имеет никакого желания туда ехать. Но если на нашей жизни так случиться, что под протекцией Британской Короны на берегах Иордана будет создано еврейское государство, которое может вместить три-четыре миллиона евреев, то это событие будет благоприятно для всего мира и будет совпадать с истинными интересами Британской Империи. В политических конвульсиях России сионизм уже стал влиятельным фактором в большевистских кругах интернациональной коммунистической системы. Весьма примечательна та ярость, с которой Троцкий атаковал сионизм в общем, и доктора Вайцмана в частности. Его жестокая проницательность не оставляет в нём сомнений, что его плану всемирного коммунистического государства под еврейским доминированием ставится прямая преграда этим новым идеалом, который направляет энергию и энтузиазм евреев во всех странах на более простой, более верный и более реальный путь. Борьба, которая теперь начинается между сионистскими и большевистскими евреями, это не более и не менее как борьба за души еврейского народа. В этих обстоятельствах особенно важно, чтобы национальные евреи, которые лояльны по отношению к стране проживания, приняли бы на себя ведущую роль в борьбе с всемирным большевистским заговором, как уже многие из них сделали в Англии. Таким образом, они смогли бы восстановить доброе еврейское имя и репутацию и показать всему миру, что большевистское движение не поддерживается, а отвергается большинством здравомыслящих евреев. Пассивное сопротивление большевизму явно недостаточно. Необходимы позитивные и практические шаги в моральной и социальных сферах, сочетающиеся с возможно скорейшим строительством национального еврейского центра в Палестине, который стал бы не только прибежищем притесняемых из Центральной Европы, но так же – и символом еврейского единства и храмом еврейской славы. Это – благословенная задача.
Источник: ”Евреи глазами именитых друзей и недругов”  - www.zelikm.com




среда, 9 ноября 2011 г.

Дім, якого немає. Спогади про пережитий Голокост


Олена Сегалл із сином Уинном біля знайомої з дитинства вежі Дубенського замку
09.11.2011
Рівне – Сьогодні – Міжнародний день боротьби проти фашизму, расизму і антисемітизму. Ця дата пов’язана з історією «кришталевої ночі» з 9-го на 10 листопада 1938 року, коли по-нацистськи налаштовані молодики вчинили масові погроми євреїв на території Німеччини. З тієї ночі, підкріпленої байдужістю і страхом навколишніх людей, розпочалася історія Голокосту, яка разом із Другою світовою війною докотилася до України.
Уродженка Дубна, громадянка США Олена Сегалл (Швом) цьогоріч разом із чоловіком, дітьми та онуками побувала на батьківщині і поділилася з Радіо Свобода спогадами про трагічну історію родини і власний порятунок.

Коли розпочалася війна, дівчинці було 11 років. Вона добре пам’ятає ще «польський» період свого дитинства, коли на гамірній вулиці у центрі міста гралася разом із українськими та польськими дітьми. Батько торгував збіжжям і мав будинок, до якого тулилися домівки його братів. Мамині батьки мешкали з іншого боку міста. З вікна вітальні виднілася мальовнича Дівоча вежа Дубенського замку. Атмосфера в місті була спокійною і доброзичливою. Але вона змінилася десь наприкінці 40-го року, коли решта населення почала ставитися до євреїв із осторогою.

На той час до будинку Швомів радянська влада підселила сім’ю одного з приїжджих офіцерів. Коли розпочалася війна, той офіцер пропонував евакуюватися разом із ним. Батько – відмовив.

«Мама звернулася до батька (я ніколи цього не забуду): «Герша, давай поїдемо з ним». А він: «І що, лишити дім, своє місто?» Ніхто не знав, що тут будуть такі звірі. А потім, коли розпочалося гетто – куди бігти?» – розповідає Олена Сегалл.

Будинок на хуторі Яблунівка, де переховували єврейську дівчинку Єлену Швом, 9 листопада 2011 року
​​Пастка

Уже через два місяці після входження нацистських окупантів до Дубна Олена втратила батька і всіх його братів, яких забрали уночі й розстріляли на міському єврейському цвинтарі. Це була перша велика акція страти. Після неї настало відносне затишшя. Євреїв обмежували в пересуванні і змушували ідентифікувати себе позначками на одязі. А на початку квітня 42-го року створили гетто.

«Бабусин будинок був включений у стіну гетто, – пригадує жінка. – Це була перша вулиця, яка відгороджувала єврейський район. Із дощок побудували некрасивий паркан, зверху був колючий дріт. Частину будинку, яка виходила на вулицю, забили дошками – вікна і двері. Там були ще мої тітки і чужі люди. Але все ж таки це було «у своїх».

Але за сім тижнів після заснування Дубенського гетто більше половини його мешканців були винищені. Як свідчить Сегалл, у травні нацисти провели у Дубні наймасштабніший розстріл – стратили близько 5 тисяч євреїв. Тоді загинули її бабуся і дідусь, тітки, п’ятирічний двоюрідний брат та інші родичі. Оскільки мама Олени ходила на роботу, її та доньку не зачепили. Одного разу під час походу на роботу їм вдалося відсторонитися від загону. Мати вирішила віддати доньку чеському селянинові, котрий був другом їхньої родини. І донині пані Сегалл-Швом шукає нащадків цього чоловіка, адже запам’ятала лише їхнє прізвище. А тоді, у 42-му, її прийняли в чеській родині як рідну. З того часу не зникає її захоплення садівництвом.

Однак за кілька місяців господар, боячись за безпеку власної сім’ї, попросив дівчинку покинути його дім. Блукаючи лісом, Оленка віднайшла село, в якому в українського господаря жила її тітка. Та знайшла її, зморену сном, просто під ворітьми обійстя. Але за тиждень їм обом довелося покинути і цей притулок…

Спочатку біженки харчувалися тим, що було в полі чи на дорозі, а пізніше підходили до хат. У тітки був фальшивий документ, у дівчинки – жодних посвідок, вона назвалася іменем шкільної подруги – Халінкою. Минуло півтора тижня. Коли від постійних подорожей босоніж стали пухнути ноги, вони не витримали – пішли до гетто в Мізочі. Їх поселили і нагодували. А вже за тиждень вони прокинулися від пострілів. Гетто оточили, почалася «акція».

Будинок, де мешкали євреї, оточили есесівці та поліцаї й розпочали обстріл, виганяючи з нього людей. Дівчинка з тіткою заховалася в переході між двома будинками, звідки було видно плац, на який окупанти зганяли євреїв.

«Ми бачили одного чоловіка-єврея, який біг і лив бензин. А за 3-4 години ми почали горіти. Кажуть, що це допомогло багатьом людям утекти. І це правда. Ми змогли вистрибнути через вікно і побігли вниз, до річки Устя. Там, де не було вогню, по нас стріляли. Ми вбігли в коридор бані біля річки, а там уже було багато людей, включно з господарем будинку, де ми жили. Господар, який стояв переді мною, отримав кулю в голову. Кров бризнула на мою спідницю», – згадує жінка жахи, які не дають їй спокою і донині.

Пізніше пожежу в Мізоцькому гетто назвуть «єврейським бунтом». Того дня на плацу перед цукровою фабрикою у Мізочі були знищені, за різними джерелами, від півтори до трьох тисяч людей. Але поліцай, який навів дуло автомата на маленьку Олену та її тітку, почувши їхню польську мову, привів їх до місцевої управи. А німецького офіцера, котрий змусив їх зняти хустки, збило з пантелику волосся полонянок. Вони були білявками. Нетипова зовнішність зіграла для обох рятівну роль. За кілька днів, по дорозі до Острога, Олена впізнала на подвір’ї однієї з хат іще одну білявку – свою маму.

Олена Сегалл з рідними біля пам’ятного знаку на місці розстрілу мізоцьких євреїв, Дубно, 9 листопада 2011 року
​​Порятунок від «волинського Шиндлера»

Вони могли загубитися у вирі війни, якби не здолбунівський підприємець Герман Граубе, котрого називають «волинським Шиндлером». Довідавшись про ліквідацію гетто в Рівному, де на його компанію – будівельно-промислову фірму Йозефа Юнга із Солінгену – працювали євреї, він домігся волі й особливого статусу для 150 здолбунівських, острозьких і мізоцьких єврейських робітників. Туди потрапили й Олена з матір’ю. «Про нього є книга під назвою «The Moses of Rovno» («Мозес із Рівного»). Його секретарка також допомагала нас рятувати. Нас оточувала атмосфера, в якій не дозволяли переслідувати», – розповідає Олена Сегалл.

Герман Граубе став свідком масових розстрілів євреїв у Дубні і згодом свідчив на Нюрнберзькому процесі про ці злочинні акції. Інший свідок дубенських розстрілів – німецький чиновник Аксель фон Буссхе – у 43-му році приєднався до німецького руху Опору і брав участь у замаху на Адольфа Гітлера.

Поза цією розповіддю лишилися імена понад 40 рятівників (найбільша кількість в Україні) з Рівненщини, котрі згодом отримали звання «Праведник народів світу». Втім, як і імена поліцаїв, котрі ганьбили честь свого народу кров’ю невинних людей.

Наприкінці війни жінки опинилися в німецькому Кельні, пережили бомбардування. Олена стала бібліотекарем, працювала у Гарвардському університеті, згодом отримала ступінь доктора філології і викладає російську мову студентам університету Дікінсона в Пенсильванії. Олена Сегалл поставила собі за мету – не лише написати книгу спогадів, а й повернути пам’ять про загиблих земляків.

«Знаєте коли в’їжджаю в Дубно – там земля тепер під тротуаром, немає будинку, – ділиться вона своїм болем. – Але там я ніби входжу на свій шматочок колишнього життя. Зазвичай, коли людина помирає, її хоронять, і є те місце, є пам’ять. Цього у нас немає. У Дубні вивіски з бронзи вкрали й відправили на розплав. Я просила мера Дубна, щоб поставити не таблички з бронзи, а величезні важкі камені, щоб їх не було можливості забрати. Він обіцяв, що це робитимуть».

У місті Дубно нацисти організовували страти єврейського населення шість(!) разів. У результаті з 13 тисяч дубнівських євреїв наприкінці війни живими лишилися лише 300. На Рівненщині масові страти євреїв на території області тривали впродовж 41-42 років. Кількість загиблих сягнула ста тисяч. Міський голова Дубна Василь Антонюк повідомив, що дубенську синагогу нині збираються відреставрувати, щоб розмістити там музей історії дубенських євреїв.

вторник, 8 ноября 2011 г.

Израильско-украинские олигархи разозлили евреев Европы

Ассоциация евреев Европы (EJU) заявила о намерении учредить 120-местный еврейский европарламент, который будет заседать в Брюсселе. По плану авторов идеи – украинско-израильских олигархов Игоря Коломойского и Вадима Рабиновича – в парламенте должны быть представлены евреи всех 54 стран Европы.

Выдвижение кандидатов и выборы было решено устроить в интернете. Список из сотен имен, предложенных по всей Европе, был опубликован на сайте EJU. После этого было заявлено, что каждый еврей, проживающий в Европе, может проголосовать за одного из кандидатов, выдвинутых именно в его стране.
"Впервые евреи Европы прямым голосованием избирают своих представителей", – заявил генеральный директор EJU Томер Орни, в прошлом – сотрудник Еврейского агентства. "Я верю, что эти выборы ознаменуют новую эпоху в истории европейского еврейства", – отметил он.
В списке кандидатов в парламент оказались не только политики и бизнесмены, но и актеры, спортсмены, а также киноперсонажи, в том числе – антисемит Борат (один из образов британского еврейского комика Саши Барона Коэна). Среди знаменитостей – британский футболист Дэвид Бекхэм, испанский певец Хулио Иглесиас, писатель Эли Визель и актриса Моран Атиас.
Многие еврейские знаменитости Европы, обнаружив свои имена в списке кандидатов, были неприятно удивлены, поскольку никогда не давали согласия на свое выдвижение. Со многими из них, по их словам, никто даже не говорил на эту тему. Десятки "кандидатов" направили EJU гневные письма с требованием немедленно удалить их фамилии из списка, опубликованного на сайте.
Ряд еврейских организаций Европы опубликовали специальные заявления по вопросу европейского еврейского парламента. "Недавно с нами связалась организация, именующая себя "Ассоциацией евреев Европы". Как мы поняли, за этой организацией, как и за инициативой парламента, стоят два украинских бизнесмена. На фоне получившейся неразберихи мы желаем прояснить, что мы – выбранная демократическая организация, представляющая еврейские общины Европы – никак не связаны с инициативой и не поддерживаем ее. Мы отвергаем подобные предложения", – заявила организация "Ха-Кариф", представляющая евреев Франции, Греции и Италии.


воскресенье, 6 ноября 2011 г.

Александр Ступников снял сенсационный фильм "ИзГои" на «еврейскую тему»



Известный журналист Александр СТУПНИКОВ снял документальный фильм о Второй мировой войне. Лента ещё не вышла в широкий прокат, но уже наделала много шума и обещает быть скандальной. Автор обратился к теме, которая ни разу не звучала. О еврейском партизанском движении в Европе; о том, как оно зародилось и как выживало; как не только нацисты, но и местные жители расправлялись с евреями.

О событиях тех дней рассказывают очевидцы, которых Ступников разыскал в Беларуси, Литве, Польше, Словении…

- Саша, как возникла идея фильма?
- Это произошло довольно просто, как и все в этой жизни. Я начал готовить совсем другой проект, причём и интересный для меня, и необычный, и даже коммерчески привлекательный. Но, внезапно, вышел на тему партизанского движения в годы войны. Всё оказалось далеко не так однозначно, как нам говорили в советские времена. С другой стороны, антифашистов, патриотов нынче стали красить тоже однобоко. Свобода слова там, где к ней не готовы, это и свобода глупости и поверхностности…
Я и раньше слышал о еврейских партизанских отрядах. И вдруг, эта тема всплыла. Оказалось, что она совершенно не изучена, более того - всегда замалчивалась. Даже на Западе, более чем за полвека, о еврейских партизанах никто ничего не снял. И написано очень мало. Всё только вселенский плач о Холокосте! В коммунистических странах тема тем более не звучала. Более того, оказалось, что и еврейский истеблишмент почему-то "предпочитает" говорить только о жертвах и только вскользь о героизме и борьбе. У меня возник вопрос: "Почему?"
Со временем этих "почему" становилось всё больше, и я начал работать. Сначала, только в Беларуси. Искал ответы на вопросы: как еврейские партизанские отряды появились, как выжили в Холокосте, почему именно в Беларуси таких отрядов было подавляющее большинство, в каких условиях они создавались, с какими трудностями сталкивались? Но, потом понял, что еврейские партизаны здесь - это часть общего Сопротивления, еврейского Сопротивления всей Европы. И всплыла тема даже не Холокоста, без которой невозможно говорить о еврейском Сопротивлении, а коллаборационистов. Так и пошло-поехало...

- Поэтому фильм назван "Изгои"?
- Название пришло уже в ходе работы над материалами. Я вдруг увидел - на основании того, что услышал и собрал, - совсем другой подход к этой теме. Во время войны, евреи, на самом деле, неожиданно для себя оказались одни - один на один со смертью и несправедливостью.
Пришла война и нацисты. И одни соседи начали убивать евреев, как в Балтии. Другие смотрели и отворачивались. А чтобы оправдаться перед собой, обвиняли евреев в коммунизме и во всех смертных грехах. Третьи - спокойно забирали их имущество и вселялись в их дома. Четвертые - сами не убивали, но собирали евреев в эшелоны и депортировали. Или поступали как болгары, которые своих евреев - пятьдесят тысяч человек - Гитлеру не отдали, но, будучи его союзником, оккупировали Македонию и Северную Грецию и всех тамошних евреев "преподнесли" немцам. И так далее...
В итоге, - миллионов людей как будто не было на этой земле. Только в Беларуси погибли 800 тысяч евреев. В Польше до войны их проживало более трёх миллионов. А сегодня - где-то шесть тысяч.
Те евреи, кому повезло выжить, кто был в подполье или ушёл в партизаны, там тоже нередко оказывались одиноки. И в партизанах встречался антисемитизм, и не хотели принимать еврейских беженцев, и верили слухам немцев, что беженцы из гетто - это засланные агенты. Всякое бывало. Но то, что было в Украине, Польше, странах Балтии - просто кошмар. Я, например, и раньше встречал информацию о том, что, скажем, в Польше евреев не любили. Это - не новость. Но то, что в Литве и Беларуси еврейские партизаны погибали не только от рук немцев или полицаев, но и от рук польских партизан, - меня удивило. И это были не единичные случаи. Иначе я бы на такие факты не клюнул…
Или, например, я впервые узнал, что из всех стран Восточной Европы, только в Беларуси немцы не смогли поднять местное население на еврейские погромы, и потому начали уничтожение сами. При помощи завезенных сюда карателей из соседних стран. Я не знал, например, и то, что, когда немецких евреев вывезли в Минск (и в Ригу), то у них было своё гетто в гетто, своя проходная, паёк, своя полиция. Хотя уничтожали всех одинаково. То есть, Холокост, который обычно валят только на немцев, - "заслуга" не отдельных выродков, а, в сущности, та же коллективная вина (за исключением Беларуси). Поэтому, - об этом стараются не говорить. Поэтому - антисемитизм жив и тлеет. До своего нового часа.

- Но почему сами евреи столько лет молчат об этом?
- Те, кого в годы войны убивали тысячами, тоже думали (и об этом говорится в фильме), что " такого" не может быть. Оказалось, всё может быть. Всю вину за геноцид свалили на немцев… Но посмотрите: даже в западных цивилизованных странах, когда евреев увозили "на переселение", в лагеря уничтожения, абсолютное большинство их соседей вздохнули спокойно. Имущество и дома-то остались. Есть где жить и спать! И можно повесить свою вывеску над лавочкой или мастерской. Евреи даже в партизанах нередко были изгоями, и принимало их только коммунистическое подполье. Пусть не без проблем, но всё-таки советские партизаны их принимали. Кому это на Западе понравится?
Сегодня у грамотного человека нацистская пропаганда, списанная у русских черносотенцев, вызывает почти смех. Мне в фильме молодой нацист говорит, что большевизм - это интернациональный жидизм. И ведь не он один так считает! И когда пришли сильные, когда казалось, что они победили, что это и есть - новые хозяева новой Европы, очень многие тоже стали так же считать. И уничтожать, хапать, делать вид, что ничего не происходит. Я оставил этого парня в фильме только потому, что он сегодня вслух говорит то, что не так уж редко другие думают или говорят дома…
А вообще, я просто влюбился в тех, с кем работал. За их открытость. За их мужество. За их волю к жизни. Мне было по-человечески здорово познакомиться и с этими людьми, и с честными историками. Я знаю, что ничего не могу изменить. Ну и что? Это - не аргумент, чтобы молчать и смотреть, как старая зараза под разными другими соусами ползает снова.
- С какими трудностями пришлось сталкиваться в процессе работы? Возникали ли какие-то препятствия?
- Препятствий никаких и нигде не было. Ни в Беларуси, ни в странах Балтии, ни в Центральной Европе. Возникала чисто техническая проблема, когда я понял, что надо снимать в разных странах: я уже не мог обойтись только своими силами. Гостиницы, бензин, текущие расходы на поездку. Это стало давить. ТВ-съемки - это прежде всего деньги и затраты. И немалые. Тогда я аккуратно обратился в три солидные еврейские конторы. Например, в небедный Евроазиатский еврейский конгресс или, поддавшись советам друзей, - к совладельцу крупного латышского "Парекс Банка". Даже не за финансированием, чтобы не напрягать, а за "содействием" - просил "прикрыть" хотя бы несколько поездок в Литву, Латвию, Украину, Польшу… В ту же Словакию, где я нашёл последнего еще живого командира еврейского партизанского отряда. Просто проект тянул из моего кармана больше, чем я предполагал. И я не успевал "пахать" на гонорары, чтобы вкладывать их в него. Великолепно ответил третий "корреспондент" по этому поводу - председатель совета директоров одного балтийского банка и тоже большой еврейский активист.

- А где я буду в этом фильме? - спросил он.

- А вы что, тоже были в партизанах? - спросил я.

- Но, если меня там не будет, то какой мне смысл? - логично объяснил он и отказался…
И тогда мне стало легче. Я понял, что так же, как и мои герои (живые и погибшие), просто должен сделать то, что задумал. Как и они - вопреки. Вопреки деньгам, равнодушию "баблового быдла", обывателю, мечущемуся между кухней, магазином и туалетом. Вопреки тому, что кому-то что-то не понравится. Вопреки растерянности, которую я видел у зрителей после нескольких просмотров.

- Какой эпизод, на ваш взгляд, стал самым ярким в фильме?
- Таких эпизодов много. Я просто влюбился в партизанку Фаню Бранцовскую из Литвы. Её недавно дернули в литовскую прокуратуру, потому что её отряд разгромил самооборону в деревне Конюкай (Конюхи). Эту самооборону вооружили немцы против партизан. Во время боя там погибли и мирные жители. Это, говоря сегодняшним языком, - семьи полицаев. Так вот, - нельзя было их трогать. Надо было, как немцы, селекцию устраивать. Партизанский геноцид получился.
Меня очень резануло, как выживший в рижском гетто, пожилой умный человек сказал искренне, что он всю жизнь себе не может простить, что не пошёл со своей матерью на расстрел. В Риге, в гетто, сначала расстреляли всех женщин, стариков и детей, мужчин оставили работать.
Люди, почему-то, были искренни перед камерой… Кто-то из интервьюируемых вспомнил, что среди десантников - партизан, засылаемых их Москвы, - особо примечал сибиряков. Очень светлые, исконно русские люди были напрочь лишены даже намёка на антисетизм. Или чистокровный еврей - разведчик в немецком вермахте, когда он говорил, что был близок к самоубийству, потому что ему казалось, что он мало делает для Родины. Или командир словацкого еврейского отряда, почти в триста человек, рассказывал о Словацком восстании, как это было, как они дружили, как там была рота из евреев-ортодоксов….

- Саша, где будет показан этот фильм? Сможет ли его посмотреть белорусский зритель? Не предлагали ли вы его, например, Белорусскому телевидению?
- Русскоязычное ТВ сегодня, по-моему, как и в прежние времена, живет политико-историческими мифами и скармливает эти мифы зрителю. Много передёргивания или подтасовок под ту или иную концепцию. И то, что эти концепции и представления не едины, как раньше, не помогает, а только создаёт мешанину в голове у неподготовленного человека. Выхваченные или подобранные факты и фактики, вроде, что-то говорят, и вроде все солидно, но все равно - о мифах. Я не делал этот фильм под заказ. Я рассказал о том, что узнал. А поскольку, малоизвестных фактов было много, я их не нанизывал на какую-то концепцию "за" или " против". Просто попытался понять через Холокост, коллаборационизм и партизан, - что тогда происходило и с евреями, и с их соседями.
В фильме есть то, что не понравится кому-то в странах Балтии, в Польше, в Украине. Многое - о чем не принято говорить. Я сознательно не стал нагнетать скандальность каких-то фактов или моментов. Что-то пришлось разжевать, потому что на Западе, на самом деле, не так много знают о той войне. И в этом нет ничего удивительного. У людей короткая память. Иначе бы веками не повторялось одно и то же. В Израиле очень мало или почти не знают даже о самом факте существования еврейских партизан.
Я сделал этот фильм, как увидел. Сделал так, как хотел показать своим детям. Сделал - как подарок тем замечательным людям, с которыми встретился, пока над ним работал. Я ничего никому не доказываю этим фильмом, кроме себя самого.

Есть древняя еврейская истина:

"Если не ты за себя, то кто же? Но если ты только для себя, то зачем ты?"

Значит, мне это было нужно. Разве может быть более серьезный стимул, чтобы жить и уважать себя.

среда, 2 ноября 2011 г.

70 лет назад в противотанковом рву закончилась жизнь ДВАДЦАТИ ТЫСЯЧ ЕВРЕЕВ Мариуполя



Митинг памяти в Мариуполе
Фото сайта Мариупольской еврейской общины

предотвратить новую Катастрофу можно только сохранив память о ней и передав ее нашим детям
Митинг памяти в Мариуполе
01.11.2011Холокост
70 лет назад в противотанковом рву возле поселка «Агробаза» закончилась жизнь 16–20 тысяч евреев Мариуполя.
Их памяти был посвящен траурный митинг, состоявшийся 30 октября 2011 г., на мемориале, сооруженном на месте массовых расстрелов, сообщает сайт Мариупольской еврейской общины.
Именно здесь 70 лет назад, перед глубоким рвом стояли они в свои последние минуты. Плакали женщины, старики обращали к Богу слова последней молитвы. Малые дети, которых прижимали к себе матери, тоже плакали, не понимая происходящего.
В память об этих трагических событиях члены общины каждый год собираются, чтобы почтить память невинно убиенных взрослых и детей, чьи жизни оборвались в эти страшные дни октября.
На этом месте стираются возрастные границы: мы все – одно «время», одно большое сердце – страдающее, раненое от боли…
Открыл траурный митинг представитель мариупольского горисполкома Е. Камарали.
В скорбном молчании застыли все присутствующие, когда в память о погибших Главный раввин Мариуполя Менахем Мендел Коэн читал поминальную молитву «Изкор» . Звуки молитвы будто возносили нас к небесам, стирая прошлое, настоящее!
Почетный член общины Данцкер Борис Давидович прочитал Кадиш и возложил на гранитный куб памятника камень со Стены плача – знак нашей вечной Памяти.
Право зажечь Свечу памяти получил уважаемый член общины Ходос Юрий Петрович.
Ведущие читали стихи о трагедии тех людей! Никто не сдерживал слезы, душившие всех присутствующих.
Ученики вечерней школы «Ор-Авнер» вместе с преподавателями подготовили литературно-музыкальную композицию.
Семен Исаакович Гольдберг, журналист, почетный член нашей общины, вновь рассказал о тех страшных событиях. С интересом слушали воспоминания Борц Эльвиры Михайловны, которая маленькой девочкой пережила все тяготы войны и еврейские погромы…
Здесь, у рва, думаешь – не можешь не думать – не только о безвинно погубленных жизнях, но и о том, как и почему стала возможна Катастрофа, стало возможно массовое зверство. И приходишь к мысли, что предотвратить новую Катастрофу можно только сохранив память о ней и передав ее нашим детям. Память – это то, что делает нас людьми. Память – это то, что соединяет поколения. Память – это то, что делает людей бессмертными, ибо они живы до тех пор, пока о них помнят.
Наверх