Мы придерживаемся правила: без истории вопроса нет теории вопроса! Материал, который представлен сегодня редакцией Радио "Свобода" - http://www.svobodanews.ru/content/article/24254048.html - лучшее тому подтверждение. Особенно, - той части нашего исследования где мы пришли к одинаковым выводам:
Профессор Энтони Полонски считает эмиграцию евреев такой же исторической потерей для Польши, России, Украины, Литвы, как в средние века изгнание евреев для Испании и Португалии
Британское издательство Littman Library of Jewish Civilization выпустило трехтомник "Евреи в Польше и России". Автор исследования – профессор американского Университета Брандейса Энтони Полонски – сосредоточился на восточноевропейском регионе, так как до Второй мировой войны он считался центром еврейского мира. В Польше в то время проживали около 3,5 миллионов евреев. Почти столько же – в Советском Союзе.
Энтони Полонски родился в Йоханнесбурге, Южная Африка. Предки его – еврейские эмигранты из Литвы. В трехтомном исследовании он анализирует социально-политические, экономические и религиозные особенности евреев Восточной Европы, начиная с 1350 года до наших дней.
На вопрос, почему Энтони Полонски взялся за эту тему, он назвал несколько причин. Во-первых, после распада коммунистической системы открылся доступ к архивам России, Украины, Белоруссии и Польши. Во-вторых, его давно интересовал вопрос, почему жившее в этой части мира евреи так долго противились ассимиляции и оставались русскими евреями, польскими, украинскими и белорусскими, а не становилось русскими, поляками, украинцами или белорусами еврейского происхождения, как это произошло в странах Западной Европы? В-третьих, хотелось разобраться в истоках российской юдофобии. Историки Семен Дубнов и Юлий Гессен объясняли это византийско-православными корнями российского общества. Но чем же тогда объяснить юдофобию неправославных государств: Польши, Пруссии, Австрии и так далее? И, наконец, в-четвертых, автор исторического исследования хотел рассказать большинству евреев Америки и Израиля, предки которых эмигрировали из Восточной Европы, об их происхождении.
Профессор Энтони Полонски считает эмиграцию евреев такой же исторической потерей для Польши, России, Украины, Литвы, как в средние века изгнание евреев для Испании и Португалии:
- Русская культура ХХ века немыслима без Бабеля, Мандельштама, Пастернака, Бродского и многих, многих других. Евреи также были очень активной, очень продуктивной частью экономической жизни страны. Те из них, чьи предки эмигрировали на Запад из России, плохо понимают эмигрантов последних десятилетий. Прежде евреи считали себя таковыми по религиозному принципу, новое поколение эмигрантов считает себя евреями по культурно-этническому принципу. Отсюда глубокое разочарование американцев еврейского происхождения в тех, кто приехал из Советского Союза. Я пытаюсь навести мосты между этими двумя непонимающими друг друга группами. Да, для России большая потеря – массовый исход евреев. Но было бы лучше для самих евреев оставаться в России? Не думаю. Те, которые эмигрировали, видимо, приняли верное решение. Хотя, как говорят, эмиграция – это несчастье одного поколения ради счастья следующего. Это жертва.
– В чем сходство и различие отношения к еврейскому вопросу властей Российской империи, Советского Союза и посткоммунистической России?
– Это очень сложный вопрос. В царской Российской империи евреи появились после раздела Польши. С 1772 по 1881 год, с одной стороны, власти смотрели на евреев как на нежелательный элемент общества, как на агентов ненавистной в России польской шляхты. Чтобы ограничить влияние евреев, было решено их изолировать, создать черту оседлости. Другой подход заключался в том, что, как верила некоторая часть российской элиты (например, государственные деятели Сергей Уваров и Павел Киселев), евреев можно превратить в полезных для России граждан, хотя гражданства в тогдашней России не было, поскольку не было конституции. После 1881 года, когда в России прошли первые погромы, царь и его правительство решили, что ничего сделать нельзя, и что изоляцию евреев надо расширить. Царская политика по отношению к ним была резко негативной, хотя Солженицин ошибочно утверждает обратное.
В Советском Союзе тоже было два подхода в отношении евреев, начиная с 20-30-х годов. С одной стороны, были сняты ограничения, связанные с запретом заниматься определенными видами профессиональной деятельности или с выбором места проживания. Евреи появились и в системе государственной бюрократии, и в армии, и в НКВД. Но с другой стороны их активно советизировали, пытаясь подчинить коммунистической идеологии культурные и языковые особенности. Перед началом Второй мировой войны Сталин начал проводить в стране русификацию, выселять народы и изгонять евреев из карательных органов с заменой Ежова на Берию. Во время войны этот процесс продолжился. В трудное военное время Сталин позволил создать Еврейский антифашистский комитет и утвердиться самосознанию. Одновременно, чтобы победить в войне, он сделал ставку на русский национализм, вспомнил о Кутузове и Суворове, которых трудно было назвать героями Октябрьской революции. После Второй мировой войны Сталин был уверен в неизбежности войны с Западом, и в этой войне, считал он, на евреев нельзя будет положиться. Тем более, что возникло государство Израиль, которое Сталин поначалу поддерживал в пику Великобритании. К концу 40-х Сталин уже параноидально ненавидел евреев, разогнал Еврейский антифашистский комитет, приказал расстрелять писателей от Маркиша до Бергельсона, и начал кампанию против космополитов.
Все это продолжалось до 1953 года, и закончилось после смерти Сталина, хотя основные элементы государственного антисемитизма не исчезли: евреев по-прежнему считали гражданами второго сорта, не позволяли занимать ключевые посты в государстве, существовала так называемая "пятая графа". С 1967 года, когда Советский Союз встал на сторону арабов в войне с Израилем и начал антиизраильскую пропаганду, большинство советских евреев почувствовали себя изгоями. И тогда одни стали добиваться эмиграции, а другие примкнули к диссидентам, боровшимся за либерализацию в стране. И то, и другое было успешным.
Конечно, путинская Россия – не та страна, о которой мечтали диссиденты, но я оптимист и считаю, что Россия в конце концов выберет европейский путь развития. Сегодня в России осталось, по меньшей мере, 300 тысяч евреев. Это относительно небольшая община. Некоторые ее члены добились процветания и вкладывают часть денег в развитие еврейской национальной, религиозной и культурной жизни. Я думаю, что у живущих сейчас в России евреев есть будущее. Сегодня ненависть к евреям в российском обществе не так велика, как ненависть к так называемым лицам кавказской или азиатской национальности. Положение евреев в России, особенно в Москве, достаточно стабильное, хотя вряд ли община будет расти численно.
Хочу отметить еще одно интересное явление: укрепление связей между евреями России и русскоязычными евреями Израиля, Америки, Германии... Это положительный фактор, на который должны обратить внимание на Западе.
Энтони Полонски родился в Йоханнесбурге, Южная Африка. Предки его – еврейские эмигранты из Литвы. В трехтомном исследовании он анализирует социально-политические, экономические и религиозные особенности евреев Восточной Европы, начиная с 1350 года до наших дней.
На вопрос, почему Энтони Полонски взялся за эту тему, он назвал несколько причин. Во-первых, после распада коммунистической системы открылся доступ к архивам России, Украины, Белоруссии и Польши. Во-вторых, его давно интересовал вопрос, почему жившее в этой части мира евреи так долго противились ассимиляции и оставались русскими евреями, польскими, украинскими и белорусскими, а не становилось русскими, поляками, украинцами или белорусами еврейского происхождения, как это произошло в странах Западной Европы? В-третьих, хотелось разобраться в истоках российской юдофобии. Историки Семен Дубнов и Юлий Гессен объясняли это византийско-православными корнями российского общества. Но чем же тогда объяснить юдофобию неправославных государств: Польши, Пруссии, Австрии и так далее? И, наконец, в-четвертых, автор исторического исследования хотел рассказать большинству евреев Америки и Израиля, предки которых эмигрировали из Восточной Европы, об их происхождении.
Профессор Энтони Полонски считает эмиграцию евреев такой же исторической потерей для Польши, России, Украины, Литвы, как в средние века изгнание евреев для Испании и Португалии:
- Русская культура ХХ века немыслима без Бабеля, Мандельштама, Пастернака, Бродского и многих, многих других. Евреи также были очень активной, очень продуктивной частью экономической жизни страны. Те из них, чьи предки эмигрировали на Запад из России, плохо понимают эмигрантов последних десятилетий. Прежде евреи считали себя таковыми по религиозному принципу, новое поколение эмигрантов считает себя евреями по культурно-этническому принципу. Отсюда глубокое разочарование американцев еврейского происхождения в тех, кто приехал из Советского Союза. Я пытаюсь навести мосты между этими двумя непонимающими друг друга группами. Да, для России большая потеря – массовый исход евреев. Но было бы лучше для самих евреев оставаться в России? Не думаю. Те, которые эмигрировали, видимо, приняли верное решение. Хотя, как говорят, эмиграция – это несчастье одного поколения ради счастья следующего. Это жертва.
– В чем сходство и различие отношения к еврейскому вопросу властей Российской империи, Советского Союза и посткоммунистической России?
– Это очень сложный вопрос. В царской Российской империи евреи появились после раздела Польши. С 1772 по 1881 год, с одной стороны, власти смотрели на евреев как на нежелательный элемент общества, как на агентов ненавистной в России польской шляхты. Чтобы ограничить влияние евреев, было решено их изолировать, создать черту оседлости. Другой подход заключался в том, что, как верила некоторая часть российской элиты (например, государственные деятели Сергей Уваров и Павел Киселев), евреев можно превратить в полезных для России граждан, хотя гражданства в тогдашней России не было, поскольку не было конституции. После 1881 года, когда в России прошли первые погромы, царь и его правительство решили, что ничего сделать нельзя, и что изоляцию евреев надо расширить. Царская политика по отношению к ним была резко негативной, хотя Солженицин ошибочно утверждает обратное.
В Советском Союзе тоже было два подхода в отношении евреев, начиная с 20-30-х годов. С одной стороны, были сняты ограничения, связанные с запретом заниматься определенными видами профессиональной деятельности или с выбором места проживания. Евреи появились и в системе государственной бюрократии, и в армии, и в НКВД. Но с другой стороны их активно советизировали, пытаясь подчинить коммунистической идеологии культурные и языковые особенности. Перед началом Второй мировой войны Сталин начал проводить в стране русификацию, выселять народы и изгонять евреев из карательных органов с заменой Ежова на Берию. Во время войны этот процесс продолжился. В трудное военное время Сталин позволил создать Еврейский антифашистский комитет и утвердиться самосознанию. Одновременно, чтобы победить в войне, он сделал ставку на русский национализм, вспомнил о Кутузове и Суворове, которых трудно было назвать героями Октябрьской революции. После Второй мировой войны Сталин был уверен в неизбежности войны с Западом, и в этой войне, считал он, на евреев нельзя будет положиться. Тем более, что возникло государство Израиль, которое Сталин поначалу поддерживал в пику Великобритании. К концу 40-х Сталин уже параноидально ненавидел евреев, разогнал Еврейский антифашистский комитет, приказал расстрелять писателей от Маркиша до Бергельсона, и начал кампанию против космополитов.
Все это продолжалось до 1953 года, и закончилось после смерти Сталина, хотя основные элементы государственного антисемитизма не исчезли: евреев по-прежнему считали гражданами второго сорта, не позволяли занимать ключевые посты в государстве, существовала так называемая "пятая графа". С 1967 года, когда Советский Союз встал на сторону арабов в войне с Израилем и начал антиизраильскую пропаганду, большинство советских евреев почувствовали себя изгоями. И тогда одни стали добиваться эмиграции, а другие примкнули к диссидентам, боровшимся за либерализацию в стране. И то, и другое было успешным.
Конечно, путинская Россия – не та страна, о которой мечтали диссиденты, но я оптимист и считаю, что Россия в конце концов выберет европейский путь развития. Сегодня в России осталось, по меньшей мере, 300 тысяч евреев. Это относительно небольшая община. Некоторые ее члены добились процветания и вкладывают часть денег в развитие еврейской национальной, религиозной и культурной жизни. Я думаю, что у живущих сейчас в России евреев есть будущее. Сегодня ненависть к евреям в российском обществе не так велика, как ненависть к так называемым лицам кавказской или азиатской национальности. Положение евреев в России, особенно в Москве, достаточно стабильное, хотя вряд ли община будет расти численно.
Хочу отметить еще одно интересное явление: укрепление связей между евреями России и русскоязычными евреями Израиля, Америки, Германии... Это положительный фактор, на который должны обратить внимание на Западе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий