пятница, 9 сентября 2011 г.

БАБИЙ ЯР ГЛАЗАМИ ИМЕНИТЫХ


С рассветом 29 сентября 1941 года начался исход десятков тысяч стариков, женщин, детей в братскую могилу в Бабьем Яру. Как всегда в подобных случаях немцы прибегли к обману. Они утверждали, что еврейское население переправляется для проведения работ. Расстрелы длились в течение пяти дней. Но наиболее интенсивными были первые два дня, когда погибла основная масса людей. К исходу пятого дня Киев стал городом, «свободным от евреев» – «юденфрай».
О том, что происходило в районе Бабьего Яра, стало быстро известно киевлянам. Однако, детали и подробности появились в печати уже после войны, по свидетельству нескольких человек оказавшихся очевидцами этого преступления. Эта информация в СССР долгие годы была закрытой для широкого круга читателей. Первая открытая информация появилась в виде стихотворения Евгения Евтушенко «Бабий Яр». Попытки И. Эренбурга и В. Гроссмана дать подробную информацию об этих событиях «застревали» в кремлёвской бюрократической элите.
 Из отдельных свидетельств очевидцев вырисовывалась страшная картина жестокого массового убийства. Тысячи людей, двигавшихся из разных районов города, сливались в один поток на ул. Мельникова. В конце ее, возле противотанкового рва, загороженного «ежами», была создана «застава», за которой развернута невидимая с улицы походная канцелярия. Поочередно от толпы отделяли 30-40 человек и под конвоем вели «регистрироваться». У людей отбирали все документы и ценности. Документы в спешке бросали в мешки, а то и просто на землю, где они валялись толстым слоем. Затем евреев заставляли раздеваться и через проходы в насыпи выводили к краю оврага, на противоположной стороне которого на специально оборудованной деревянной платформе сидел пулеметчик. Под безжалостный кинжальный огонь пулемета ретивые киевские полицаи загоняли палками, плетьми, ногами растерянных, голых, совершенно обезумевших людей, не давая им опомниться, сориентироваться. Душераздирающие рыдания, крики полицаев: «Скорише, швидше!», мольбы о помощи, проклятия палачам, молитвы, заглушаемые веселыми мелодиями вальсов, несущимися из громкоговорителей, рокот мотора кружащего над яром самолета…
Приведу несколько высказываний известных персон о трагедии Бабьего Яра, причинах и последствиях этого страшного события, произошедшего 70 лет тому назад.
******
Сталин, несомненно, грешил антисемитизмом, и поэтому отношения его очень сдержанные к увековечиванию памяти погибших в Бабьем Яру были абсолютно понятны. И ведь мы знаем, что после окончания войны Сталин попытался сделать по отношению к советским евреям то, чего не успел сделать Гитлер, поскольку был изгнан с нашей территории. Начались вот эти кампании, которые стыдливо называли кампаниями против космополитизма, но на самом деле, это были чистой воды антисемитские кампании. Я хорошо помню то время – я была тогда студенткой. Алексеева Людмила
 Как сказал Максим Горький, в детстве у меня не было детства. Поскольку родился я в 1941 году, когда моя семья эвакуировалась из Киева и, в общем-то, чудом спаслась от Бабьего Яра. Некоторые из родственников так и остались лежать в Бабьем Яре, а мы по настоянию моего деда отправились в Магнитогорск. Бардин Гарри
 Следует отметить, что первые неофициальные выступления, связанные с Бабьим Яром, где громко зазвучала еврейская тема, принадлежали не евреям. Писатели Виктор Некрасов и Иван Дзюба подняли свои голоса протеста против политики замалчивания еврейской трагедии. “Конечно, здесь расстреливали не только евреев, но только евреев расстреливали за то, что они евреи”, – сказал в своем выступлении Виктор Некрасов, известный писатель, награжденный орденами и званиями за свое творчество. Но когда он осмелился выступить на еврейскую тему, против него началась дикая травля, он впал в немилость. Анатолий Кузнецов, талантливый молодой писатель, опубликовал в наиболее массовом молодежном журнале “Юность” документальную повесть “Бабий Яр”. Правдивое описание жутких расправ гитлеровцев и их пособников над киевскими евреями вызвало яростные нападки как на журнал, так и на автора повести. Паломничества киевских евреев на место гибели их родных, где даже не было памятника, не прекращались все годы после войны. Сотни евреев приходили сюда, в день памяти расстрелов в Бабьем Яре, они стояли поодиночке и группами на большом пустыре, где был установлен небольшой мемориальный камень со словами: “Памяти 100 000 советских граждан, погибших от рук нацистов”. Чтобы держать под своим контролем ситуацию, начали проводить официальные митинги. Ораторы, назначенные партийным руководством, произносили казенные фразы о советском народе и не упускали случая клеймить “израильских агрессоров”. Показуха подчеркивала, что память о еврейских жертвах, мучениках геноцида, предана забвению. Это был тотально установленный порядок, безотказно действовавший в течение десятилетий. Он был направлен на подавление памяти миллионов жертв еврейской трагедии Второй мировой войны.  Бегун Иосиф
 Мама, отчего ты плачешь, Пришивая мне на платье Желтую звезду? Вот такое украшенье Хорошо б щенку на шею – Я его сейчас же приведу. А куда уводят наших, Может, там совсем не страшно, Может, там игрушки и еда? Мне сказал какой-то дядя, Сквозь очки в бумажку глядя, Что назавтра нас возьмут туда. Посмотри, какая прелесть, Вот оркестр играет фрейлехс, Отчего так много здесь людей? Мама, ну скажи мне, мама, Кто тут вырыл эту яму И зачем нас ставят перед ней? Что ты плачешь, ты не видишь – Их язык похож на идиш, Ну почему все пьяные с утра? Может быть, в войну играют, Раз хлопушками стреляют… Мама, это вовсе не игра. Мама, отчего ты плачешь, Мама, отчего ты пла… ( ”Бабий Яр”. Авторская песня – А. З.)  Болтянская Нателла
Я очень взволнован и в то же время горд тем, что жуткую дату трагедии Бабьего Яра в Московском еврейском общинном доме отмечают фильмом «Дамский портной», в основу которого легла моя пьеса. Когда после многих лет умолчания того, что случилось в оккупированном фашистами Киеве в сентябре сорок первого, кинематографистам, наконец, дозволили подступить к этой неугасающей теме – режиссёр начал с того, что на главную роль старого киевского еврея пригласил относительно молодого, но уже признанного великим, русского актёра Иннокентия Смоктуновского. Нравственное величие этого человека проявилось в том, что он немедленно откликнулся на обращение, забросил все другие дела и с головой и сердцем окунулся в то, что всегда будет хранить память моего народа. В игре Смоктуновского – сила волнующих открытий. Воистину, это – творческий подвиг, свидетелем свершения которого я был. Борщаговский Александр
Об евреях старались не говорить вообще вплоть до того, что из кинофильма «Цирк» знаменитого, известного, как это? «Я другой такой страны не знаю» Вырезали еврея, который пел что-то, уж я не помню, на иврите или на идише этому младенцу вместе со всеми. В 60-е годы это было из фильма вырезано. Полагалось, что у нас интернационализм, что все народы абсолютно равны. Понятно, русский народ более равен чем остальные, потому что он основной, системообразующий. Евреи тоже есть, ну, где 16 республик, ну и так далее. Но вот эти страдания нам были совершенно не нужны. И надо сказать, что это, с одной стороны, было проявлением государственной политики и антисемитизма, которое имело место в сталинское время, а потом по инерции. А дальше это было – мы хотели, чтобы у нас все было хорошо. Факт этот, я думаю, надо рассматривать вместе со всей той ложью, которая шла по поводу Второй мировой войны в Советском Союзе. Была извращена у нас практически вся история Второй мировой войны, и Бабий Яр в том числе.Веллер Михаил
Историческая судьба евреев, на которую их обрекли христианские народы, в Бабьем Яре просто продолжалась.Гитлеровцы были не первыми, кто устроил массовое уничтожение евреев на Украине. Их предшественником был Богдан Хмельницкий, один из самых страшных злодеев в исторической памяти еврейского народа… Коренное население оккупированных нацистами территорий СССР активно участвовало в уничтожении евреев.  Гефтер Михаил
Я хочу обратиться к вам – как своим братьям по человечеству. Я хочу обратиться к вам, евреям, как украинец – как член украинской нации, к которой я с гордостью принадлежу.Бабий Яр – это трагедия всего человечества, но свершилась она на украинской земле. И потому украинец не имеет права забывать о ней так же, как и еврей. Бабий Яр – это наша общая трагедия, трагедия прежде всего еврейского и украинского народов. Эту трагедию принес нашим народам фашизм. Но не надо забывать, что фашизм начинается не с Бабьего Яра, им и не исчерпывается. Фашизм начинается с неуважения к человеку, а заканчивается уничтожением человека, уничтожением народов, – и необязательно только таким уничтожением, как в Бабьем Яру. Дзюба Иван
 Бабий Яр был преступлением фашизма. Но наше многолетнее замалчивание чужого преступления стало преступлением собственным. Замалчивание — это тоже убийство, убийство памяти… Что является психологической причиной замалчивания? Боязнь напомнить о преступлении, в котором замешана украинская полиция. Нежелание вызвать сочувствие к евреям. Вдруг они снова смогут понадобиться для очередного выброса накопившегося озлобления…Я давно хотел написать стихи об антисемитизме. Но эта тема нашла свое поэтическое решение только тогда, когда я побывал в Киеве и воочию увидел это страшное место – Бабий Яр. Евтушенко Евгений
 20 сентября 1941 года германская армия оккупировала Киев. Значительная часть еврейского населения города не успела эвакуироваться. Поводом к его поголовному уничтожению послужила серия взрывов в центре украинской столице, совершенных по приказу командования красной армии. В ответ оккупационные власти Киева вывесили около 2 тысяч объявлений следующего содержания: «Все жиды города Киева и его окрестностей должны явиться в понедельник 29 сентября на угол Мельниковской и Дегтяревской улиц возле кладбища. Взять с собой документы, деньги, ценные вещи, а также теплую одежду, белье и прочее». 29 сентября колонны евреев с вещами в сопровождении охраны направились в Бабий Яр. Там они сдавали документы и ценные вещи, раздевались, после чего их подводили к яме и расстреливали… Дмитрий Шостакович переложил стихотворение «Бабий Яр» на музыку в 13-й симфонии, впервые прозвучавшей в декабре 1962 года и после этого почти не исполнявшейся. Евтушенко подвергся суровой критике со стороны ряда антисемитских литераторов. В марте 1963 года его публично осудил Хрущев. Тема мученичества евреев была запрещена.  Кара- Мурза Владимир
 Бабий Яр был только одним из ужасающих, страшных катастроф, которые произошли на территории Советского Союза в зоне, оккупированной нацистами. Евреев расстреливали не только в Бабьем Яру. В маленькой Ялте, где я родился, 8 тысяч человек за 2 дня расстреляли, то есть в процентном отношении от населения города – в Ялте тогда было 30 тысяч человек – там убили больше в процентном отношении, чем даже в Киеве. А советская пропаганда замалчивала, потому что, в общем-то, была политика государственного антисемитизма и, как бы, особую трагедию еврейского народа, которого уничтожали подчистую всех, это, в общем-то, особо не обсуждалось и не признавалось. Более того, насколько я понимаю, не везде во время отступления Красной армии говорили евреям, что они подлежат полному уничтожению – где-то говорили, где-то не говорили. При советской власти также памятник, который там стоял, было написано: «Тут были уничтожены советские люди», – про евреев там ничего сказано не было. Я там сейчас был, там стоит памятник с надписью, по-моему, на 4-х языках – русском, украинском, иврите и идише. То есть сейчас хоть какое-то признание есть, хотя Бабий Яр застроили при советской власти такими вот многоэтажными домами… Согласно отчету командования подразделения эйнзацгруппы «С» зондеркоманды 4-А только 29 сентября в Бабьем Яру были расстреляны 33771 еврей. Расстрелы продолжались несколько дней. Памятная записка советского правительства союзникам относительно военных преступлений, подписанная Молотовым, отмечает, что в числе жертв было большое число евреев, включая женщин и детей всех возрастов. Коэн Ариель
 Да, в Бабьем Яру расстреливали всех, но только евреев расстреливали потому, что они – евреи… Бабий Яр превратился в понятие нарицательное. Как Варфоломеевская ночь, ГУЛаг, Хиросима, Чернобыль… Массовое убийство – вот смысл этих слов, названий, понятий. Какое из этих понятий страшнее – вряд ли стоит в этом разбираться. Но каждое из них имело свой оттенок…С Бабьим Яром – выяснилось после первой пулеметной очереди. Евреев надо уничтожать – и все! Три дня их уничтожали – 29 сентября, 30 сентября и 1 октября 1941 года. Говорят, что в эти три дня было расстреляно 70 тысяч человек… Из них только один человек спасся – актриса Киевского театра кукол Дина Мироновна Проничева, мать двоих детей. Единственный человек на весь мир, который мог и рассказал о том, что же происходило в этом глубоком овраге на окраине Киева в те страшные три дня. Подробный, леденящий кровь рассказ ее полностью приводится в известной книге Анатолия Кузнецова «Бабий Яр». Читая его, задаешь себе тысячу вопросов. Но главный из них – какая сила, какая мера злобы может довести человека, людей, которые принимали участие в этом убийстве, до того, что свершилось? Как могло родиться выражение «человек-зверь», «зверская расправа», «звериная ненависть»? Ни один зверь, самый лютый, не издевается над своей жертвой так, как человек над человеком… Зверь хочет есть, защитить своего детеныша, садизм ему неведом. Евреев Бабьего Яра, стариков и детей, перед тем, как расстрелять, били палками, раздев донага.  Некрасов Виктор
 Я никогда не мог бы ощутить себя космополитом хотя бы потому, что родился евреем в городе, где есть Бабий Яр, и о своем происхождении никогда не забывал. Портников Виталий
 В Советском Союзе, начиная еще до войны, а во время войны особенно, а еще больше после войны, в конце 40-х годов, просто буйным светом расцвел государственный антисемитизм. Он шел с самого верха, он шел от Сталина. И по имеющейся информации, уже достаточно проверенной, если бы Сталин не умер вовремя, то готовилась депортация евреев на Дальний Восток, причем по дороге, возможно, возмущенные трудящиеся атаковали бы депортируемых. Вот Бабий Яр, отношение к нему официальное – следствие именно этой позиции. То есть, ну как это, евреев? Нет-нет. Нет. Слово «еврей» вообще в какой-то момент тогда стало ругательным.Сванидзе Николай
 Новое руководство государства решительно осуждает любые проявления антисемитизма в Украине и готово плодотворно сотрудничать с Ассоциацией еврейских организаций и общин Украины, в частности, по вопросам возврата еврейской общине ее прежних культовых сооружений и имущества. Украинское правительство также настроено сотрудничать с Общественным комитетом „Бабий Яр” по созданию мемориального музея „Бабий Яр”.  Тимошенко Юлия
 О Катастрофе не надо говорить – о ней надо молчать. Молчать и помнить. Помнить об Освенциме, Бабьем Яре, Треблинке, Варшавском гетто, сотнях других жутких мест, в которых в середине двадцатого столетия творился ужас, которого не знало средневековье. Топаллер Виктор
 В декабре на нашей встрече мы уже касались этого вопроса в связи со стихотворением поэта Евтушенко “Бабий Яр”. Обстоятельства требуют, чтобы мы вернулись к этому вопросу. За что критикуется это стихотворение? За то, что его автор не сумел правдиво показать и осудить фашистских, именно – фашистских преступников за совершённые ими массовые убийства в “Бабьем Яру”. В стихотворении дело изображено так, что жертвами фашистских злодеяний было только еврейское население. Из этого стихотворения видно, что автор его не проявил политическую зрелость и обнаружил незнание исторических фактов. Кому и зачем потребовалось представлять дело таким образом, что будто бы население еврейской национальности в нашей стране кем-то ущемляется? Это неправда… У нас не существует еврейского вопроса, а те, кто выдумывают его, поют с чужого голоса. Хрущёв Никита
 По воспоминаниям прошедших через ужас Бабьего Яра, то, что должно было произойти, в головах не укладывалось. До последнего не верили люди, даже тогда, когда их сквозь строй прогоняли, даже тогда, когда их избивали хохочущие гитлеровцы. Даже тогда, когда раздели их, а в нескольких метрах пулеметные очереди звучали. Даже тогда не верилось. Убить такую колоссальную массу людей? Уничтожить детей, женщин, стариков? Зачем?! Да быть такого не может!  Дело в том, что геноцид еврейского народа, осуществляемый Гитлером, советской прессой замалчивался. Гитлер был другом, надежным товарищем, но никак не монстром, готовым уничтожать сотни тысяч людей ради какой-то там идеи. Многие вспоминали 18-й год, когда вежливые оккупанты были учтивы и обходительны с местным населением. Но в 41-м году в Киев вошли другие немцы. Шарий Анатолий
 Многие слышали о Бабьем Яре, но понадобились стихи Евтушенко, чтобы люди о нем узнали по-настоящему. Были попытки стереть память о Бабьем Яре, сначала со стороны немцев, а затем – украинского руководства. Но после стихов Евтушенко стало ясно, что он никогда не будет забыт. Такова сила искусства. Люди знали о Бабьем Яре и до Евтушенко, но молчали. А когда они прочитали стихи, молчание было нарушено. Искусство разрушает тишину.  Шостакович Дмитрий
 Воззрения на еврейский вопрос были, в общем, более-менее общие у некоторой части советской номенклатуры и нацистов. И классово близкими в Бабьем Яру были те, кто расстреливали, а не те, кого расстреливали, от этого такая характерная пауза, такое характерное замалчивание темы. Бывает проговорка по Фрейду, бывает молчание по Фрейду. Это, вот, было молчание по Фрейду, приравненное к проговорке. Когда-то Виктору Некрасову задали такой вопрос «Почему вы говорите все про евреев? Там же расстреливали и просто красноармейцев, просто советских людей?» Но только евреев расстреливали за то, что они евреи, за их национальность. Эта тема национальная, этот пункт пятый – он всегда был больным пунктом у советской власти, и в этом молчании нет ничего странного, по большому счету.Шендерович Виктор
 И все же вопреки этому необъяснимому официальному национализму Бабий Яр во всем цивилизованном мире воспринимается как символ Холокоста… Мертвым безразличен политический строй, что бы там ни говорили живые идеологи и лжепатриоты. Принявшие смерть от нацистской пули — братья по крови. В Бабьем Яру должен стоять памятник украинцам и русским — он там и стоит. Но несправедливо отнимать право на память у расстрелянных евреев. Они ведь и погибли здесь именно потому, что они евреи. Утверждение подобного права не есть стремление к отделению или еще какому-нибудь националистическому выверту. Как не вспомнить слова Марка Блока: “Я еврей, но не вижу в этом причины ни для гордыни, ни для стыда, и отстаиваю свое происхождение лишь в одном случае: перед лицом антисемита”. Щеглов Юрий
 К чему слова и что перо,/ Когда на сердце этот камень,/Когда, как каторжник ядро,/ Я волочу чужую память?/ Я жил когда-то в городах,/ И были мне живые милы,/ Теперь на тусклых пустырях/ Я должен разрывать могилы,/ Теперь мне каждый яр знаком,/ И каждый яр теперь мне дом./ Я этой женщины любимой/ Когда-то руки целовал,/ Хотя, когда я был с живыми,/ Я этой женщины не знал./ Мое дитя! Мои румяна!/ Моя несметная родня!/ Я слышу, как из каждой ямы/ Вы окликаете меня./ Мы понатужимся и встанем,/Костями застучим – туда,/ Где дышат хлебом и духами/ Еще живые города./ Задуйте свет. / Спустите флаги./ Мы к вам пришли./ Не мы – овраги. (»Бабий яр», 1944)   Илья Эренбург
Символом преступлений нацизма для нас стал Бабий Яр в Киеве…Трагедия Бабьего Яра была и остаётся горем и печалью не только украинского еврейства, а всего украинского народа, одной из наиболее тяжёлых страниц второй мировой войны.  Ющенко Виктор
 Источник:  »Евреи глазами именитых друзей и недругов»  - www.zelikm.com

четверг, 1 сентября 2011 г.

Musical mystery comedy: АНОМАЛИЯ (“Исаак и Маргарита” или Шполэр Зэйде”)


Начало учебного года, пора осенних свадеб, и наши кляйзмеры, вместо нудных политических сентенций, тешат нас  веселой и озорной мистерией, опубликованной журналом "Мы здесь" как раз сегодня:

Исаак и Маргарита     Ефим Гальперин, Нью-Джерси

"Немедленно вылетаю! Но тебе, «шмок» и «шлимазл», я советую покончить с собой до моего приезда! Чтобы к множеству моих грехов не добавлять отрывание уже давно бесполезных частей твоего организма!" 

Эти пять минут телефонного разговора между Парижем и украинской деревушкой Шпола, аккуратно записанного Cлужбой безопасности Украины и украинской мафией, изобиловали таким количеством специфических выражений на идиш, что для перевода пришлось им искать в Киеве старых интеллигентных евреев. Про что это я, господа?

Дело в том, что жил-был еврей. Каббалист. Шполэр Зэйде. Заметьте, было это двести лет тому назад. И уже понятно, что жил он в еврейском местечке с названием Шпола, в черте оседлости царской России. Потому как Шполэр Зэйде на идише - значит Дед из Шполы. Был он праведник, мудрец, мыслитель. Одним словом - Цадик. Жил, думал, учил. А потом вернул свою душу Всевышнему. 




И сразу же после того, как похоронили его на местном кладбище, началось паломничество к его могиле. Потому что оказалось, - всем озабоченным бизнесом, карьерой, заколачиванием денег, всем засушенным суховеем абстракции - Дух Цадика возвращал ощущение Божьей Благодати, разлитой в мире. Будил их души от спячки. Самые закоренелые холостяки, самые строгие старые девы приезжали на могилу Шполэр Зэйде. И к ним возвращался вкус жизни. Они влюблялись, женились, выходили замуж. Становились счастливыми.

Так бы и продолжаться добрым делам на могиле Цадика, но на голову всем свалилась, не к ночи будь помянута, советская власть. А она уж постаралась монополизировать право на чудеса. Все, кто что-нибудь помнил, старательно забыли. А кто не хотел забывать, исчезли. Затерялась и сама могила Шполэр Зэйде. Но в хозяйстве у Господа, сами знаете, ничего не пропадает. Просто всему свое время.

Короче, разрешите представить - Борух Финкельштейн. Бриллианты – это его бизнес. И миллиарды долларов – это его масштабы. А сам он хасид. То есть у такого человека всё должно быть в полном порядке. Но! Как и положено еврею, есть у реб Боруха свой "цурэс" (проблема), своя головная боль. У «проблемы» рост под два метра. Большие глаза, библейское лицо, широкие плечи. Ну, просто-таки царь Давид. Это любимый внук Ицик. Или официально - Исаак. Студент самой престижной в Иерусалиме иешивы (еврейский теологический вуз). Умница, знаток Талмуда и даже спортсмен.

Но в свои двадцать четыре года этот юноша, старательно соблюдающий множество положенных мицвот (предписание, заповедь), до сих пор не приступил к выполнению одной из главных «пру у рву» (иврит - «плодитесь и размножайтесь»). То ли малое содержание тестостерона в крови, то ли какой-либо комплекс детства. Во всяком случае вот уже пятый год (!) в ответ на призыв деда «Женись!» внук отвечает: «Рано!». И как раз в начале нашей истории к миллиардеру в его личном самолете подсаживается самый большой «швыцер» из эскорта хасидов, которые летают с бизнесменом по миру для обеспечения постоянного «миньяна» (комплект из десяти евреев для полноценной молитвы). Именно он, рыжебородый реб Нафтале Гороховский - ходячая энциклопедия хасидских “майсэс” (притч и легенд) - напоминает отчаявшемуся деду о Цадике Шполэр Зэйде, да будет вечно живо его имя. 



И представьте себе, миллиардер Финкельштейн, по праву носящий в кругу коллег кличку «трижды реалист», поддается! Он отправляет Нафтале Гороховского и его приятеля Дэрендикера на Украину с заданием - разыскать могилу Цадика и привести ее в порядок. Тогда дед пришлёт внука. И если уж Дух Шполэр Зэйде надоумит Ицика жениться, то список из десятка самых богатейших невест мира будет наготове, а реб Нафтале, как «шадхен» (сват), получит свой миллион.

Размеренная и бедная на события жизнь украинской деревни Шпола взрывается приездом пары странных евреев. Разыскана могила Цадика. И наступает ночь, когда два самодеятельных археолога, наконец, поднимают опрокинутую могильную плиту и протирают на ней надпись: «Сколь прекрасен этот мир, если мы не теряем в нем наших сердец».

Ох! То есть: «Вэй!» Это Волна Божьей благодати, дивное очарование Шполэр Зэйде накрывает село. Пробуждаются Души. А значит - Любовь! В каждой хате!

Дело ведь не в сексе. Точнее, не только в нём. Но поутру у всех женщин загадочно блестят глаза. А мужики нервически оглядываются по сторонам и сами себе удивляются, что вот такие они. В этот день у сельского магазинчика не собирается, как обычно, толпа на опохмелку. К вечеру во всех хатах на столах дымится борщ. А ещё вареники и мясо с картошкой. Удивленно потеют выставленные женами бутылки с водкой. Торчат повсюду букеты цветов, принесенные мужьями.

Забыты распри между соседями. Тишь и покой воцаряется в селе. Более того! На сельской птицефабрике резко возрастает яйценоскость курей, а на молочной ферме уже не знают, что делать с тем количеством молока, которое стали давать коровы. Ожили давно заброшенные родники с кристально чистой водой. В садах деревья гнутся от тяжести созревших до срока яблок и груш. Так отражается этот выброс Божьей Благодати в материальном мире, привыкшем уже к другим выбросам. Так материализуется метафора – камень с души.

А тут еще жители села узнают о приезде потенциального зятя. Каждый селянин уверен, что именно его дочка может стать той самой невестой для Исаака. И таких соискательниц оказалось целых двенадцать! - Только этот хлопец подходит к могиле ихнего "Садика", глаза у него открываются. И тут же ему на эти глаза попадает моя дочка Элеонора! – формулирует чаяния селян тракторист Петро Онищенко. Уже всерьез ведутся селянами разговоры о сложности принятия гиюра (переход в иудаизм), о соблюдении кашрута и тонкостях еврейской семейной жизни. Еще бы: такой приз – внук миллиардера.

А в Иерусалим уходит победная реляция: «Имеем находку! Высылайте Исаака!».
Дед Финкельштейн уверен, что мальчика нельзя спугнуть. И Исаак летит в Украину, не подозревая об истинной цели поездки. Просто, как лучший студент иешивы, удостоенный права стать первым паломником вновь открытого миру Святого места.

Но в аэропорту Киева “Первого паломника” никто не встречает. Потому что как раз в этот момент в нашу историю вплывают украинская мафия, Служба безопасности Украины и доморощенные сельские специалисты по киднепингу. В разборках между собой они упускают из виду внука миллиардера.

О! У Вас, кажется, возник вопрос – при чем тут СБУ и мафия? Ну, неужели что-либо может происходить без участия таких организаций?! Как, впрочем, разве могут пройти мимо столь лакомого куска – бриллиантовый миллиардер - другие, пусть даже самодеятельные коллективы? 




И так, Ицику приходится самому добираться до села. Тут-то, понятное дело, вмешается Дух Цадика и в нашей истории как бы невзначай возникнет девушка Маргарита. Студентка, красавица и умница – жительница села Шполы, внучка заслуженного агронома, а ныне пенсионера Грицька Панченко.

Вот она-то, Рита, как и положено гостеприимному гиду, проведёт нашего паломника на могилу Цадика. Юноша свершит вечернюю молитву “Маарив”. Сами понимаете, что согласно ПБСМ (правилам пребывания на Святом месте), глаза у него откроются. И на эти глаза попадёт … Да! Маргарита!

О, эта удивительная ночь на сеновале! О юность и страсть, питаемая еще и музыкой Каббалы. Но только не надо, дорогой читатель, сразу пускать свою фантазию по накатанной дороге! Даже когда сердца бьются в унисон, настоящий хасид ничего себе не позволит! Никаких… Даже прикосновений быть не может до хупы (официальный религиозный еврейский обряд бракосочетания)! Не правда ли, эта мелкая деталь добавляет остроты эпизоду на сеновале?

Короче говоря, пришедший на утреннюю молитву самодеятельный археолог реб Нафтале Гороховский встречает на могиле Праведника внука всесильного миллиардера и слышит от того долгожданное: "Хочу жениться!". И тут же, к ужасу своему, узнаёт, кто она - та единственная на свете невеста.

Звонок в Париж. Там как раз в этот момент Дед Финкельштейн. (На приёме у премьер-министра Франции). “Всё в порядке! Ваш внук горит от любви! Но...”. И дальше - про беду. Про невесту-селянку, да еще и «гойку» (не еврейку)! Бизнесмен реагирует на нештатную ситуацию именно теми словами, с которых мы и начали наш рассказ.

Я думаю, господа, не мне вам рассказывать об экспрессивности идиша. Поэтому ни руководство Службы безопасности Украины, ни даже руководители украинской мафии, ознакомившись с монологом разъяренного миллиардера, не завидуют ребе Нафтале. В надежде половить рыбу в этой мутной воде они подтягивают к селу свои ударные группы.

Кульминация. Личный самолёт Финкельштейна прибывает в Киев. В клубах пыли кавалькада лимузинов вкатывается в Шполу. Перипетии с участием селян, мафии и Службы безопасности.

Но самыми важными и человечески понятными станут взаимоотношения двух дедушек. Бизнесмена мирового масштаба и простого заслуженного агронома на пенсии - деда Грицька.

Потому как при встрече спесивый миллиардер, уверенный, что кроме сотрудников, его никто не поймёт, позволяет себе на том же самом идише озвучить соображения по поводу вида и умственных способностей “обнаглевших” потенциальных “мэхутоним” (сваты, родственники зятя или невестки). И неожиданно получает отпор. Ведь у деда Грицька в детстве соседи были евреи. И он не только понимает, но умеет и сам изложить свою точку зрения на этом славном языке.

“Гэволт!” (кошмар). Рушится и без того весьма хлипкая надежда на счастье влюбленных. Теперь не только по вине Финкельштейна (нашего Монтекки с его хасидской непреклонностью и миллиардерскими замашками), но и со стороны деда Грицька (нашего Капулетти с его чувством собственного достоинства). И пусть влюбленная и испуганная внучка Рита просит:
- Деда, дорогой! Мне же не с ним жить. Он моему Ицику просто дедушка.
- Нет, – отвечает дед Грицько. – В жизни только так, внучка. Или ты человек, или навсегда никто.

Непростая будет ночь. Из самых корыстных – они же политические - побуждений на деда набросятся и мафиози, и сотрудники Службы безопасности Украины. Но твёрд будет дед Грицько, поддержанный селянами и, представьте себе, самим Шполэр Зэйде.

Придется “крутому” миллиардеру пересмотреть многие свои установки. Просить прощения. И свататься. Чего ни сделаешь для счастья любимого внука под влиянием разлитой в вышеуказанном районе Божьей Благодати высокой концентрации.

Как положено, всё завершается «хэппи-эндом» - огромной свадьбой с участием селян и гостей мистера Финкельштейна, слетевшихся со всех концов мира. Обязательно будут президенты Америки, России, Украины и других стран. Саудовские принцы и Далай-лама. Аристократы Европы и бизнесмены Африки. Потому что бриллианты - это такой бизнес!

Интернациональный актёрский состав. Языковая полифония. Туманы над рекой, бескрайние просторы цветущей Украины, улочки Иерусалима, Версаль и Нью-Йорк. Зажигательные хасидские танцы и задушевные восточно-европейские напевы, главным из которых будет знаменитый нигун (напев) «Гоп, казакэс» (“Hupp, Cossack”) сочиненный две сотни лет назад самим Шполэр Зэйде. 

Рисунки худ. Ильи Шенкера, Нью-Йорк

________________________
АНОМАЛИЯ (“Исаак и Маргарита” или Шполэр Зэйде”)
Musical mystery comedy 
Synopsis By Yefim Galperin 
(Registered U.S. Copyright Office Congress US) 
Коротко об авторе 


Сегодня мы с удовольствием знакомим читателей с новым автором. Точнее, новым для «МЗ». Потому что статьи Ефима Гальперина публиковались в русскоязычной прессе США и Израиля, в СМИ России и Украины. По профессии Ефим - сценарист, продюсер и режиссер. Создатель многих сюжетов легендарного киножурнала « Ералаш». Постановщик художественного фильма «Дом с привидениями» ( Гран-при Международного кинофестиваля в Аргентине) и известной сатирической комедии «Бля!» (Приз зрительских симпатий фестиваля кинокомедии в Одессе). 
С 1992 года живет в Америке. Был автором и ведущим еженедельного цикла передач «Кто мы?» (о проблемах самоидентификации) на американском телевидения на русском языке, вёл воскресные ток-шоу на русском радио (WMNB). Некоторое время был главным редактором газеты «Еврейский мир». Автор документальных фильмов «Ребе», « Цурэсы Наума Дымарского», «Гарики и человеки», «Девять грамм серебра» и др. 
Вот уже несколько лет, продолжая писать и снимать, Гальперин стоит в низком старте для запуска в производство музыкальной комедии «Исаак и Маргарита», она же - «Аномалия», она же - «Шполэр Зэйде». Это должна быть копродукция - совместное производство Украины и Израиля. 
Что значит «низкий старт»… 
Израиль кое-что из финансов выделил, дело за Украиной. То есть, как говорится в украинской присказке: «нам треба грошi и грошi хорошi». 
Думаем, что читателю «МЗ» будет интересен текст, написанный в формате синопсиса.


| 31.08.2011 11:03