воскресенье, 18 августа 2013 г.

«Народ, не имеющий национального самосознания, есть навоз, на котором произрастают другие народы»

Уважаемые читатели!      Предлагаемая вашему вниманию статья посвящена одному из самых актуальных вопросов эволюции человеческого общества, а именно, возникновению, развитию и крушению человеческих цивилизаций.

  Виталий Раевский 

Краткие размышления над книгой С.Хантингтона 
«Столкновение цивилизаций»
                 
                  О новом геополитическом этапе эволюции человеческого общества, наступившем после 2-ой МВ, автор впервые выразил в своей статье «Столкновение цивилизаций» (вопрос к читателям), опубликованной в 1963 году. Книга  опубликована в 1996 году и до наших дней остается самым популярным геополитическим трактатом, ибо не только формулирует новый этап международных отношений, но и дает прогноз глобального развития земной человеческой цивилизации, а опыт уже нашего времени подтверждает его подход и прогнозы.

               Автор делит историю человечества на три периода – эпоха племен, стран и, сегодня, цивилизаций.  Объединение стран и народов – известны. Это империи (от Ассирии до Великобритании).   

                Однако цивилизации – в отличие от насильственного объединения различных народов в империях – образуются самопроизвольно, а, в отличие от временных политических союзов разных стран – обусловлены не политической обстановкой, а образуются путем объединения народов и стран тождественной или близкой культуры, что и обеспечивает их стабильность.
Итак, цивилизация – это добровольное естественное объединение
стран и народов тождественной или близкой культуры: «Цивилизация –  это культурная общность людей, это синоним культуры, дополняемый  степенью развития общества» и «Культура — понятие философии,  совокупность признаков, определяющих цивилизацию».
          «Культура является силой объединяющей (подобные) или вызывающей рознь (чуждых) общества и народы» и, уже сегодня
«Культурные конфликты усиливаются, и сегодня стали опаснее, чем когда-либо в истории».
         Другими словами, цивилизация — это общественно-политическое и материальное завершение культуры и потому «Для большинства людей их культурная идентичность – самая важная вещь». 

         Об этом, кстати, писал и Е.Евтушенко (2011 г.): «Главное, что скрепляет общество – это не материальные ценности – они не могут заменить духовных идеалов. Они важны … Но нищета духа при богатстве материальном – это катастрофа для любой страны».    Большой поэт, осознанно или интуитивно применил самое сильное выражение трагичности — «катастрофа». 
          В недавней (июль 2013) статье Борис Гулько отмечает, что в период 2000-2011 гг. в США число религиозных и считающих религию очень важной упала с 80% до 60% (на 25%) и в этот же период число самоубийств увеличилось на 40%. Оно уже превышает число погибающих в авариях на дорогах. Это катастрофа. «За десятилетие в США оборвали свою жизнь около 400 000 человек – примерно столько же погибло во Второй мировой и Корейской войнах вместе взятых»… «в 2010 году самоубийства стали самой распространенной смертью в развитых странах», при самом резком, добавлю я, взлете «нищеты духа», потери религиозности, морали, традиций и идентичности (Кто я?) за всю историю Западного мира. 
         Об этот говорил Аристотель: «Кто двигается вперед в знании, но отстает в нравственности и морали, тот более идет назад, чем вперед» и президент США Теодор Рузвельт (1858-1919): «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества».                Хантингтон подчеркивает: также как цивилизация есть следствие культуры, так и культура сформирована религией и, таким образом: «Религия является центральной, определяющей, характеристикой цивилизаций – это основа великих цивилизаций»….               «Из всех объективных элементов, определяющих цивилизацию, наиболее важным является религия». «Религия и в сегодняшнем мире, пожалуй, самая главная сила, которая мотивирует и мобилизует людей». В целом, говорит автор: «Религия принимает эстафету у идеологии» и при падении религии (Запад), «резко падают национальные чувства, значение национальных традиций» и, я добавляю, падение жизненной силы, наступает «цивилизационная усталость» — закат цивилизации:    «Цивилизации не погибают от рук других, они кончают самоубийством» (А.Тойнби, «Постижение истории»,1961).

           Итак, образование цивилизаций происходит по схеме: Религия – культура – цивилизация,  и распад цивилизаций происходит в этой же последовательности.

После распада Советского лагеря (марксистской империи) автор разделяет наш мир на следующие основные цивилизации:

- Западная (иудео-христианская), подразделяется на три составляющих: Европа, Северная Америка и Латинская (католическая) Америка с авторитарными традициями;

- Православная (российская), отличается от Западной своими византийскими корнями, трехсотлетним татарским игом и тысячелетними традициями монархического, советского и современного абсолютизма.

- Иудейская – с ней исторически связаны христианство и ислам. Христианство на основе иудейских истоков и собственного богословия создало иудео-христианской культуру и цивилизацию. Ислам, позаимствовав у иудаизма идею единобожия, создал резко иную религию, иной образ Бога и цивилизацию религиозного фашизма.

      Независимо от этого, иудаизм «сохранил свою культурную идентичность и с созданием государства Израиль получил (воссоздал) все объективные атрибуты цивилизации: религию, язык, обычаи, политический и территориальный Дом» (государственность).

- Синская (конфуцианская, китайская) и близкие к ней Вьетнам и Корея. Сегодня правильнее ее называть: китайская с конфуцианской системой ценностей – бережливость, семья, работа, дисциплина и — отвержение индивидуализма, склонность к коллективизму и мягкому авторитаризму, а не к демократии.

- Японская (буддистская и синтоистская), отпочковалась от китайской в первые столетия н.э. и резко от нее отдалилась.

- Индуистская (индусская, индостанская), индуизм — это «сама суть индийской цивилизации».

        Исламская, цивилизация - завоеваний, для нее весь не-исламский мир – враг («Мы, и они») и подлежит завоеванию, ибо так, якобы, требует  Аллах, и его пророк Мухаммед. Мусульманин, согласный на мир с «неверными», подлежит смерти. Этой цивилизации автор уделяет особое внимание, ибо: «Игнорировать влияние Исламского возрождения на все Восточное полушарие в конце двадцатого века – это все равно, что игнорировать влияние протестантской Реформации на европейскую политику в конце  шестнадцатого столетия».

         В новом мире, считает автор, «наиболее масштабные, важные и опасные конфликты произойдут не между социальными классами и не между странами внутри цивилизаций, а между объединяющими их цивилизациями».
«Западное христианство – несомненно, самая важная историческая особенность западной цивилизации. Среди народов западного христианства существовало развитое чувство единства; люди осознавали свои отличия от турок, мавров, византийцев и других народов» и они действовали «не только во имя золота, но и во имя Бога»… «Исчезновение веры и морального руководства религии в индивидуальном и коллективном человеческом поведении приводит к анархии, безнравственности и подрыву цивилизованной жизни» (вспомним: «человек веру потерявший, скоту подобен», или, у Достоевского: «Если Бога нет, то все позволено», — полный возврат к варварству, от силы права к праву силы).

Христианство находится в глубочайшем кризисе, самом глубоким за всю его 2-х тысячелетнюю историю: покойный папа Римский в 2005 году целует Коран(!!), а лидер христианского (??!) Запада, президент США в 2009 г. склоняется в пояс перед королем и наследным принцем Саудовской Аравии и приглашает «мусульманских братьев» на свою речь в Каире. Этот кризис и замена христианской культуры на "мультикультуру" приводит к закату нашей цивилизации. «Выживание Запада зависит от того, подтвердят ли вновь (после отцов- основателей) американцы свою западную идентичность и примут ли жители Запада свою цивилизацию (и культуру) как Уникальную, основанную на религии основателей». Похоже, что - вряд ли, точка невозврата  пройдена....

Переходя к исламу, автор подчеркивает: «Возрождение ислама  в любой конкретной форме (шииты, сунниты, салафиты) означает отрицание европейского и американского влияния…. наиболее мощное проявление антизападничества.
          Это не отвержение современности, а отторжение Запада, его светской релятивистской (без моральной) вырождающейся культуры и провозглашение превосходства своей культуры», а Запад, провозглашая мультикультуру, отказывается от своей (характерно постоянное покровительство «Мусульманским братьям», урожденного мусульманина лидера Запада, президента США Барака Хусейна Обамы, избранного американским народом).
              Возвращаясь к культуре, автор указывает, что «центральным элементом культуры и цивилизации являются язык и религия».
              В целом, пишет автор, надо помнить, что «Центральной осью политики современного мира … является общность или различие культурных корней» и при этом указывает: «Культурное разграничение на Восток и Запад в меньшей степени проявляется в экономическом благосостоянии — и в большей — в различии основополагающей философии, ценностей и укладе жизни».
           Отдельно автор останавливается на связи цивилизации с идентичностью: «Не определившись со своей идентичностью (Кто я, к какой культуре я принадлежу, что я защищаю и кто мне близок и чужд), люди не могут использовать политику (не имеют аргументов) для реализации своих интересов. Мы узнаем, кем являемся, только после того, как нам становится известно, кем мы не являемся, и только затем мы узнаем, против кого мы». 
           Четко и однозначно сформулирован принцип, которому должны следовать лидеры стран и народов – кто мы и кто за и против нас. В Европе и в США этот принцип уже нарушен мультикультурой и средством её внедрения — политкорректностью, что превращает Запад в легко покоряемый хаос (Римская аналогия). Исключение из этой сегодняшней деградации Запада – Австралия, Канада, Чехия и Израиль.
           «Индивидуализм остается отличительной чертой Запада среди цивилизаций двадцатого века, снова и снова жители Запада и не-Запада указывают на индивидуализм как на центральную отличительную черту Запада» и, что «осознание личной независимости происходит исключительно по культурным сценариям». Отсюда следует, что размывание культуры уничтожает чувство личной независимости и индивидуальной идентичности, что превращает человека из свободного гражданина демократии в покорного и зомбированного подданного тоталитарного режима.
          Одна из внешних причин ослабления Запада указанная в книге – это: «С распадом Советского Союза, исчез единственный серьезный конкурент Запада». Это привело Запад (прежде всего Европу, ранее всегда находившейся под угрозой Союза) к потере потребности в обороне и идеологическому противостоянию. Запад потерял необходимость самоутверждаться в превосходство своей культуры – стержне своего развития. Распад культуры привел к снижению рабочей этики и замедлению экономического роста, распаду морали, семьи и снижению рождаемости, он сопровождается безработицей, бюджетными дефицитами, социальной дезинтеграцией, наркоманией и преступностью. В результате «Экономическое могущество перемещается в Восточную Азию, а за ним начинает следовать военная мощь и политическое влияние… Готовность других обществ (и стран) принимать диктат Запада или повиноваться его поучениям быстро испаряется, как и самоуверенность Запада и его воля к господству (или, хотя бы, к лидерству). Сейчас (пока еще) господство Запада неоспоримо, но фундаментальные перемены уже имеют место»… «Упадок Запада пока еще находится на медленной фазе, но в какой-то момент он может резко прибавить скорость. В общем, прогнозирует автор:  «Запад будет оставаться самой могущественной цивилизацией и в первые десятилетия 21 века и занимать ведущие позиции в науке, технике и в военной области, но контроль над другими важными ресурсами будет рассеиваться среди стержневых государств не-западных цивилизаций».
        Другими словами, Запад будет терять влияние, что мы уже и видим сегодня.
          Автор отмечает две черты этого (нашего, сегодняшнего) периода: «Ослабление экономической и военной власти, что ведет к неуверенности в собственных силах и кризису идентичности…» и, что, по моему мнению, особенно важно –это:  «Принятие не-западными обществами западных демократических  институтов поощряет и дает дорогу к власти национальным и антизападным политическим движениям»

       Именно так произошло в ЮАР, Иране, Ираке, Турции и в странах
«арабской весны», усилившей ислам, который для мусульман, «ислам – источник идентичности, смысла, законности, развития, могущества и надежды», чувства защищенности, принадлежности к многомиллионному мощному сообществу. Для всех этих стран и народов Коран и Шариат, враждебные любым проявлениям свободы, заменяют конституцию и требуют ликвидации Западной цивилизации.

«Исламское возрождение – это основное направление, а не экстремизм, это всеобъемлющий, а не изолированный процесс» (нет экстремистов и мусульман умеренных, есть только более, или менее активные, — В.Р.).

Исламские революции (как и другие революционные движения), начинают студенты и интеллигенция, при поддержке Запада добиваясь выборов, хотя в этот же период основная масса избирателей (сельские и городские жители) -традиционные мусульмане, и результаты демократических выборов однозначно предсказуемы. Сегодняшнее Исламское возрождение это следствие потери Западом собственных ориентиров, роста нефтяного богатства исламских стран, демографии и, в первую очередь, ошибочной политики западных лидеров: характерный, но не единственный пример – Иран, где президент США Картер в 1979 году привел к власти лидера Исламской революции, аятоллу Хомейни, или отказ США поддержать своего союзника президента Пакистана, генерала Мушаррафа (из-за нарушения демократии), который под напором оппозиции был вынужден уйти в отставку и Запад потерял союзника.

В целом эта книга настолько насыщена собственными мыслями Хантингтона и цитатами других авторов, что ее резюмирование, конечно, не может заменить оригинал. Более того, для понимания сегодняшнего мира, кроме прочтения этой книги желательно дополнить ее соответствующими книгами уже нашего времени. Лучшими из них, на мой взгляд, являются «Ось всемирной истории» Юрия Окунева, «Русский булочник» Юлии Латыниной и «Мир еврея» Бориса Гулько.

            В заключение хочу привести исторический закон, сформулированный настоящим государственным деятелем П.А.Столыпиным:                  «Народ, не имеющий национального самосознания, есть навоз, на котором произрастают другие народы» — сегодня, - исламские.         Чтобы этого не случилось: «Нам нужен государственный деятель, который умеет печь пироги, а не делить их» (Ю.Латынина, «Русский булочник»).

четверг, 25 июля 2013 г.

Великий еврейский мистификатор из НКВД

 
ВИспании вышло исследование историка Бориса Володарского El caso Orlov ("Дело Орлова. Советская разведка и гражданская война в Испании"). Одна из центральных фигур – сотрудник НКВД Александр Орлов, который в 1938 году стал невозвращенцем и написал разоблачительную книгу "Тайная история сталинских преступлений", ставшую международным бестселлером и переведенную на многие языки, в том числе (через 40 лет) на русский. Многие историки убеждены в том, что Орлов был выдающимся разведчиком, знавшим немало тайн. Борис Володарский, изучивший документы из архивов спецслужб нескольких стран, пришел к выводу, что это всего лишь миф. 

Александр Орлов в Испании, 1937Александр Орлов в Испании, 1937
– Когда я начал работать над материалами по Орлову, я прочитал и "Роковые иллюзии"  Костелло и Царева, и книгу бывшего специального агента  ФБР Эдуарда Гацура, куратора Орлова, и мемуары самого Орлова, которые были опубликованы через 30 лет после его смерти. Потом мне очень повезло. Я смог выйти на центр документации ЦРУ в Вашингтоне и получил копии всех связанных с Орловым деклассифицированных документов, которые находились в архивах КГБ, ЦРУ, ФБР и французской контрразведки DST. Впоследствии, в 2005–2006 годах был деклассифицирован файл Орлова  британской службы безопасности МИ-5, и я тоже смог с ним ознакомиться. Министерство иностранных дел Коста-Рики впервые в истории предоставило мне архив, который посвящен известному советскому нелегалу Иосифу Григулевичу, который был послом Коста-Рики в Италии и Югославии, а в Испании – помощником и переводчиком Орлова, участником нескольких его операций. Огромный объем документов из архивов 15 стран я получил в процессе работы над этой книгой. Совместно с известным испанским ученым, ведущим специалистом по гражданской войне Анхелем Виньясом, автором многих блестящих книг о гражданской войне в Испании, мы начали работать над испанской темой этой части исследования. И по его просьбе я поднял большое количество испанских документов, испанских архивов и книг, опубликованных в Испании в течение последних 70 лет, связанных с гражданской войной. Это позволило расширить испанскую часть до 300-350 страниц. После этого я был приглашен в Лондонскую школу экономики и политических наук профессором Полом Престоном, он предложил мне сделать докторскую диссертацию о роли советских спецслужб в гражданской войне Испании. Я за полтора года смог подготовить сначала кандидатскую, а потом и докторскую, которую успешно защитил в 2010 году. Вот это и было основой книги.

– Испанская история – это только часть большого исследования. Что вас привлекает в судьбе Орлова и выйдет ли его биография полностью?

– В книге, которая вышла в Испании, освещен только период гражданской войны. Она начинается с 1936 года и заканчивается в декабре 1938 года. Полная биография Орлова, которую я написал, занимает больше 900 страниц, она выйдет в конце нынешнего года в издательстве Oxford University Press одновременно в Англии, Америке, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и Гонконге. Все началось в январе 1991 года, когда Джон Костелло был приглашен в новое здание на Лубянке и начал сотрудничать с КГБ, собирая информацию по делу Орлова. КГБ был заинтересован получить большой гонорар от издательства (миллион долларов), архивисты КГБ подобрали комплект документов, из которых следовало, что Орлов был большим генералом НКВД, выдающимся советским разведчиком и смог блестяще обмануть западные спецслужбы, ничего им не рассказав о своей деятельности и, наоборот, представив себя как поборника демократии и справедливости, а на самом деле сохранял в течение всей жизни преданность интересам Сталина и НКВД. Они подготовили такой материал, книга оказалась сенсационной и стала бестселлером. Огромное количество историков поверили в то, что это правда, и начали трактовать Орлова всерьез как генерала НКВД, преданного советской державе, и как человека, который обеспечил выдающиеся достижения в области разведки. Его представляют как личного вербовщика Филби и всей "Кембриджской пятерки", как оператора многих других шпионов в Англии, как человека, проводившего крупные операции во Франции, в Германии, человека, к которому Сталин послал своего родственника Павла Аллилуева в обучение, как человека, который смог впоследствии обмануть американский конгресс, ЦРУ и ФБР, дав им ложные данные или не дав вообще никаких данных. Но все это неправда. На самом деле Александр Орлов был малозаметным и совершенно не выдающимся сотрудником НКВД. Он полностью провалил операцию во Франции в 1934 году, после этого очень неуспешно работал в Берлине на мелкой должности, потом его отправили в Америку, потом в Великобританию, где он один или максимум два раза встретился с Филби, который был предварительно завербован совершенно другими людьми. В то время Филби не был агентом, он проходил испытания, probation, только через много лет он стал работать на советскую разведку. С другими Орлов вообще не был знаком. После этого из Великобритании он также сбежал, как за год до этого сбежал из Франции. Когда он вернулся в Москву, его сразу понизили в должности и назначили помощником начальника транспортного отдела, то есть даже из внешней разведки убрали. Потом его любовница застрелилась прямо перед зданием ЧК на Лубянке. Его должны были уволить, но в этот момент началась гражданская война в Испании, поэтому он обратился к своим приятелям во внешней разведке и попросился в Испанию. Пишут, что он поехал начальником НКВД в Испанию – это неправда. Он поехал представителем НКВД при Министерстве внутренних дел республиканской Испании вместе с Наумом Белкиным. И только через несколько месяцев пребывания в Испании, после того как резидента НКВД вернули и расстреляли, Орлов был назначен шефом очень маленькой резидентуры. После этого в июле 38 года он понял, что ему возвращаться в Союз небезопасно. На самом деле реальной опасности не было, то есть его не вызывали, как это написано в "Роковых иллюзиях" и других книгах, секретными телеграммами, ему предложили приехать в Амстердам и встретиться с человеком, который приедет из Москвы. Он использовал последнюю операцию, которую исполнял в Испании и Франции, чтобы тайно выехать в Париж. В Париже он получил канадскую визу, выехал в Канаду, а в Канаде довольно легко получил американскую визу в советский дипломатический паспорт и смог легально въехать на территорию США, где как бы растворился. Многие родственники его жили в Америке. Он сам из Бобруйска. Бобруйские евреи в годы революции выехали в Америку и там неплохо жили. В 1932 году, посетив Америку с целью получения американского паспорта для спецопераций, он смог установить контакты с родственниками. Поэтому, когда он в июле 38 года приехал в Нью-Йорк, он с ними снова установил контакты и стал использовать их имена для того, чтобы тайно жить в Америке и для того, чтобы никто не узнал о его существовании. Он вывез с собой очень крупную сумму из Испании, из сейфа НКВД. По сегодняшним оценкам более миллиона долларов. Эти деньги позволили ему безбедно жить, помогли и американские  родственники. Поэтому он смог 15 лет тайно прожить в Америке. И все эти годы на основе книг советских  перебежчиков, родственников перебежчиков, людей, которые просто выехали из России, он  
Александр Орлов в Америке, 1972 copyright Edward GazurАлександр Орлов в Америке, 1972 copyright Edward Gazur
 писал мемуары, которые вышли в 1953 году в издательстве Random House под названием "Секретная история сталинских преступлений" и сразу стали сенсацией. Сначала он предложил свою рукопись журналу Life. Когда они ее отклонили, на весь мир прозвучало известие, что Сталин умер. Они тут же пригласили его снова и выпустили эту книгу. Поскольку время выхода книжки было удачным, она заинтересовала всех. Тем более что он описывал все события на кремлевской верхушке, как будто сам был хорошо знаком с руководителями Советского Союза, был вхож в узкий круг людей, близких Сталину, и прекрасно знал все события, которые происходили в Советском Союзе в последние 20 лет. Поэтому книга до сих пор многими считается сенсационной, и многие верят, что там написана правда, хотя на самом деле в ней нет ни единого слова правды. Абсолютно все, что написано в книге, каждый факт до единого, все неправда. Это все документально опровергнуто, но представлено достаточно убедительно и эффектно для того, чтобы все поверили.

– То есть он был авантюристом и мистификатором?

– Абсолютно правильно. Блестящий авантюрист и мистификатор. И поразительно, что и вышедшая в 2003 году книга его воспоминаний The March of Time, которую подготовил сотрудник ФБР Эд Газур, тоже ни единого слова правды не содержит. Абсолютно все выдумано. Сегодня это, конечно, ясно: масса исследований академических и журналистских сделана почти по каждому направлению, описанному в книгах Орлова, чтобы заявить, что абсолютно все неправда.

– Испанские читатели и критики заметили вашу книгу, идет дискуссия. Я видел один из отзывов, в котором говорится, что вы по-новому рассказываете о тайных пружинах гражданской войны в Испании. Это не преувеличение?

– Думаю, что не преувеличение. Мне известна вся литература, которая выходила в Испании, начиная с июля-августа 36 года и по сегодняшний день, – это огромный объем. Я ознакомился и со многими книгами на французском. До сих пор ни у кого не было возможности сделать такое исследование. Во-первых, оно требует свободного владения целой группой языков. Необходимо хорошо знать немецкий, английский, испанский, французский, итальянский, чтобы можно было работать и с книгами, и с документами из этих стран. Испанские архивы до 1975 года вообще были закрыты для исследователей. Во-вторых, очень многие документы из российских архивов, благодаря Светлане Пожарской и другим историкам, были опубликованы в последние несколько лет. Естественно, требуется знание русского языка, потому что Россия активно участвовала в конфликте в Испании. Это группа факторов, которая действительно не позволяла провести такое серьезное исследование ранее. Поэтому о роли советских спецслужб в гражданской войне в Испании и обо всех их тайных операциях впервые станет известно только из моей книги.

– Касательно роли советской разведки в гражданской войне в Испании – в чем главное открытие книги?

– В книге около 600 страниц, и открытий там достаточно много, но главное следующее. Во-первых, никакой разведдеятельностью НКВД в Испании не занималось. Как и в Советском Союзе, они играли роль тайной политической полиции. Во-вторых, вопреки общему мнению, с сентября 1936 года по июль 1938 года резидентура НКВД в Испании состояла только из пяти человек. После отзыва резидента Кулова и назначения Орлова в феврале 1937 года, в Испании постоянно работали сам Орлов, Наум Белкин, Григорий Сыроежкин, Лев Василевский и Наум Эйтингтон в Барселоне. Все остальные работники НКВД приезжали в командировки на несколько месяцев. Главной задачей резидентуры была слежка за советскими военными советниками, вербовка агентов среди испанцев и бойцов интербригад и борьба с троцкистами. Но никакого террора, никакой "советизации" или, как еще говорят, "сталинизации" в Испании не было. Испанская компартия, которая к началу войны составляла несколько тысяч человек, многие из членов и руководства которой сотрудничали с НКВД, выросла во время войны до 300 тысяч членов, но к концу войны практически распалась. При этом руководство было в Москве, а остатки – во Франции и Мексике, куда позже перебрались Эйтингтон и Василевский. Ну, и еще из открытий: в операции по уничтожению Андреу Нина, лидера оппозиционной партии ПОУМ в Барселоне, непосредственно участвовали Орлов ("Швед"), Григулевич ("Юзик"), Эрих Таке ("Бом"), Луис Лакаса и водитель Эйтингтона Виктор Нежинский. Стрелял, скорее всего, Григулевич.

Иосиф Григулевич, Роман Кармен, Лев Василевский и Григорий Сыроежкин в Испании, 1937
Иосиф Григулевич, Роман Кармен, Лев Василевский и Григорий Сыроежкин в Испании, 1937


– Вы написали свою книгу по-английски, на испанский она переведена с английского, а полная биография Орлова выйдет сразу на английском. Есть ли надежда, что появится русский перевод?

– Практически уверен, что биография Орлова не появится, так же как не появился русский перевод "Архива Митрохина", блестящей книги, написанной Кристофом Эндрю на основе документов Василия Митрохина. В моей книге открывается огромное количество малоизвестных или совершенно неизвестных операций советской разведки, происходивших в предвоенные годы, и опубликованы все материалы по Орлову после того, как он перешел на западную сторону. Протоколы его допросов, документы, которые я получил от семьи его куратора из ЦРУ, принципиально меняют ту картину, которая нарисована российскими историками, тесно сотрудничающими с СВР и ФСБ. Они представляют российскому читателю принципиально другую картину событий, представляют по-другому тех людей, которые в этом деле участвовали, и те операции, в которых участвовал Орлов. Поэтому, я думаю, что никто не заинтересован в России, чтобы эта книга вышла. Что же касается той книги, которая была переведена в Испании, то я думаю, что она может выйти, потому что в России много интересующихся гражданской войной в Испании. Книги на эту тему российских ученых недостаточно хороши в связи с тем, что они не имеют доступа к огромному пласту документов, появившихся на Западе за последние годы. Я знаю, что есть интерес, некоторые люди пишут мне из России, просят выслать книгу. Поэтому, надеюсь, издадут ее и на русском языке.

пятница, 19 июля 2013 г.

Родившись русским, при погроме Себя почувствовать жидом

Когда я родился, моя фамилия была не Евтушенко, а Гангнус, это фамилия моего отца, немецкая. Мне было семь лет, когда началась война, и учительница на станции Зима говорила другим: ”Как вы можете с ним играть? Он же немец”. Моя бабушка, мудрая и сильная женщина, возмутилась, схватила скалку и направилась в школу.


       18 июля 2013 года прославленному поэту Евгению Александровичу Евтушенко —  80 лет. Прошлым летом Евгению Евтушенко исполнилось 80 лет, но поскольку в паспорте у него записан год рождения 1933 — поэт решил, что может с полным правом отпраздновать свой солидный юбилей еще раз. И даже планирует совершить гастрольный тур по всей России — как это было пять лет назад, когда он праздновал свое 75-летие. В этом году к его юбилею был приурочен выход фильма «Я – разный»  из цикла «Свидетели»  на телеканале «Россия 1″. Друзья, соратники, родственники поэта рассказали о его жизни, а сам поэт поделился своими мыслями о прошлом и настоящем. Люди моего поколения помнят, что необыкновенную популярность он получил после выступлений на знаменитых вечерах в Большой аудитории Политехнического музея, ставших символом оттепели, вместе с другими поэтами 60-х — Робертом Рождественским, Беллой Ахмадулиной, Андреем Вознесенским, Булатом Окуджавой. Одними любим, другими невосприминяемый, но Евтушенко едва ли не самый яркий и, безусловно, самый читаемый русский поэт.  Неоднозначный, скандальный, неудобный, он никогда не оставался в тени и никогда не избегал возможности высказать свою гражданскую позицию. Евтушенко всегда был не столько лириком, сколько оратором, публицистом, трибуном, интересовавшимся самыми актуальными темами современности. Недаром его манифестом стала фраза «Поэт в России – больше, чем поэт». Широко известный во всем мире современный русский поэт (переведен более чем на 70 языков мира, почетный член Американской академии искусств, действительный член Европейской академии искусств и наук), претендующий – при всех неумолкающих спорах вокруг его имени — на право быть одним из выразителей умонастроений своего народа и своей эпохи. Евгению Рейну, другу и, как многие считают, учителю Бродского, принадлежит постулат, датированный 1997 годом: «Россия – особая страна решительно во всех отношениях, даже под углом ее поэтического облика. Вот уже двести лет во все времена русскую поэзию представляет один великий поэт. Так было в восемнадцатом веке, в девятнадцатом и в нашем двадцатом. Только у этого поэта разные имена. И это неразрывная цепь. Вдумаемся в последовательность: Державин – Пушкин – Лермонтов – Некрасов – Блок – Маяковский – Ахматова – Евтушенко. Это – один-единственный Великий поэт с разными лицами. Такова поэтическая судьба России». Думается, что в отношении Евтушенко эта формула может быть безошибочно пролонгирована и на начало XXI столетия.

        Однажды Евтушенко, оказавшись в Нью-Йорке на концерте симфонического оркестра, с гордостью сообщил его дирижеру, что в Московском симфоническом оркестре больше половины — евреи. Дирижер очень удивился и ответил, что никогда не интересовался, сколько евреев у него в оркестре. «И вот тогда я понял, — рассказывал Евтушенко, — в чем заключается истинный антисемитизм». О жизни и творчестве Е. Евтушенко написано множество книг,  статей и рецензий, посвященных отдельным сборникам и произведениям поэта, его поэтическим переводам, языку и стилю. Опубликованы его многочисленные интервью о времени и о себе, об антисемитизме и о симпатиях автора к еврейскому народу. Особенное внимание уделяется истории появления известного стихотворения «Бабий Яр». В истории человечества не было других таких поэтических строк, которые нашли бы такой немедленный и широкий отклик во всем мире, как эти строки Евгения Евтушенко. Да и много ли было в истории стихов, которые запечатлевались в камне, после которых создавались памятники, причем, на разных континентах. Памятник в Киеве, строки на английском перед музеем Холокоста в Вашингтоне… Послушаем самого поэта.

*****
Бабий Яр был преступлением фашизма. Но наше многолетнее замалчивание чужого преступления стало преступлением собственным. Замалчивание — это тоже убийство, убийство памяти… Что является психологической причиной замалчивания? Боязнь напомнить о преступлении, в котором замешана украинская полиция. Нежелание вызвать сочувствие к евреям. Вдруг они снова смогут понадобиться для очередного выброса накопившегося озлобления…Я давно хотел написать стихи об антисемитизме. Но эта тема нашла свое поэтическое решение только тогда, когда я побывал в Киеве и воочию увидел это страшное место – Бабий Яр…Напомню почти дословно о моём разговоре прелюдно с Хрущёвым в 1962 году: ”Уважаемый Никита Сергеевич, я специально остановился на этом стихотворении и вот с какой целью: мы все знаем, что никто не сделал больше Вас по ликвидации отрицательных последствий культа личности Сталина, и мы все очень благодарны Вам за это. Но остался один вопрос, который тоже является отрицательным последствием тех времен, до сих пор еще не решен, это вопрос об антисемитизме. Это имеет место. Я сам был свидетелем таких вещей, причем это исходило от людей, занимающих официальные посты, и таким образом принимало официальный характер. Мы не можем идти к коммунизму с таким тяжелым грузом, как юдофобство. И здесь не поможет ни молчание, ни отрицание, вопрос должен быть решен и мы надеемся, что он будет решен. На нас смотрит весь прогрессивный мир и решение этого вопроса еще больше поднимет авторитет нашей страны. Под решением вопроса я имею в виду прекращение антисемитизма по всем линиям, с привлечением антисемитов к уголовной ответственности. Эта действенная мера даст возможность многим лицам еврейской национальности воспрянуть духом и приведет к еще большим успехам во всех областях коммунистического строительства.”
*****
Есть русскость больше, чем по крови:
Как перед нравственным судом,
Родившись русским, при погроме
Себя почувствовать жидом.
*****
Меня спрашивают, почему я написал “Бабий Яр”. Может быть, потому что однажды, когда все-таки я был мальчиком сталинского времени, я это написал, исповедально показал в моем фильме. Ведь я поверил. Я был мальчик, дедушек моих арестовали в моем присутствии, когда мне было 4 года. У меня память начинается с 1937 года, когда арестовывали моих дедушек ни за что. Один из них не вернулся, другой вернулся сломленным человеком. И у меня боролось, с другой стороны Сталин был как верховный главнокомандующий, это тоже не могло не отразиться на моем отношении к Сталину, и у меня душа раздваивалась все время. И когда сообщили о том, что врачи отравители Сталина, они его отравили и так далее, я был потрясен, как были потрясены многие люди. Я написал стихи. Я пришел в одну семью очень хорошую, и я прочел эти стихи о врачах-отравителях. Они не были антисемитскими совершенно. Но это были просто стихи потрясенного человека, что так могло случиться. И мне сказала мать этой семьи, это могло ей дорого стоить, она сказала: “Женечка, эти врачи они ни в чем не виновны. Это неправда. Спрячьте это стихотворение, никогда не показывайте это стихотворение. Вы никогда не отмоетесь потом”. И я верил этим людям. Я поверил, и я спрятал, я никому его не показывал. И я носил его и может быть, потому что я написал “Бабий Яр” это потому, что я однажды мог очень сильно ошибиться. И на всю жизнь. Потому что я поверил вот этой газетной версии в тот момент. И это был огромный урок моральный. И поэтому когда меня мои товарищи на “Мосфильме” уговаривали: Женя, у тебя и так много врагов, сними этот эпизод, зачем, рассказывать, что ты написал, кто это знает. Я сказал: нет, я должен об этом рассказать, потому что это будет каким-то уроком и предупреждением другим молодым людям. ( Из интервью на радиостанции ”Эхо Москвы”. 12.12.05 – А.З.)
*****
Да, мою кандидатуру ( номинант на Нобелевскую премию по литературе 2008 – А.З.) предложил Всемирный конгресс русскоязычного еврейства. Это признание за ”Бабий Яр”, произведение, написнное под впечатлением от 13-ой симфонии Шостаковича. И за антирасистский дух моих произведений. Это честь, великое волнение. А расизм я испытал на собственной шкуре. Когда я родился, моя фамилия была не Евтушенко, а Гангнус, это фамилия моего отца, немецкая. Мне было семь лет, когда началась война, и учительница на станции Зима говорила другим: ”Как вы можете с ним играть? Он же немец”. Моя бабушка, мудрая и сильная женщина, возмутилась, схватила скалку и направилась в школу. Она нашла учительницу, сидящей под плакатом с изображением Маркса и Энгельса. Её гнев испарился. Она сказала: ”А эти двое, быть может, узбеки?” Но потом она решила, что было бы правильнее поменять мою фамилию на фамилию моей матери, наполовину польки, наполовину украинки. С этого дня я стал Евгений Евтушенко.
*****
В России даже антисемиты с удовольствием танцуют «семь сорок».
         Последние слова также принадлежат Е.Евтушенко. Они озвучены в его мемуарах. Кстати (уместно ли?), хочу напомнить об одной из версий происхождения песни » Семь сорок ». Представители еврейского народа всегда были очень находчивыми и сообразительными, пока нерасторопный русский еще только собирается сделать какое-нибудь дело, у еврея уже давно все организовано и приносит доход. В итоге, представители еврейского народа скапливались в городах, развивали там производство и налаживали бизнес. Этот факт многим очень не нравился, в результате, на евреев писали доносы и строчили донесения. Результатом такой писанины стал указ русского самодержца, который гласил, что в царской России представителям еврейского народа запрещено жить в крупных городах, можно лишь пребывать там в дневное время. В результате такого законодательного акта, настойчивым евреям приходилось приезжать в свой главный город Одессу на поезде, который прибывал в 7 часов 40 минут утра и отправлялся из него тоже в 7.40 только уже вечера. В зимний период, ожидая поезда, евреи, чтобы немного согреться, пританцовывали, вот так и возник зажигательный еврейский народный танец.
*****
Над Бабьим Яром памятника нет.
Крутой обрыв, как грубое надгробье.
Мне страшно. Мне сегодня столько лет,
как самому еврейскому народу.
Мне кажется сейчас —я иудей.
Вот я бреду по древнему Египту.
А вот я, на кресте распятый, гибну,
и до сих пор на мне — следы гвоздей.
Мне кажется, что Дрейфус — это я.
Мещанство — мой доносчик и судья.
Я за решеткой. Я попал в кольцо.
Затравленный, оплеванный, оболганный.
И дамочки с брюссельскими оборками,
визжа, зонтами тычут мне в лицо.
Мне кажется — я мальчик в Белостоке.
Кровь льется, растекаясь по полам.
Бесчинствуют вожди трактирной стойки
и пахнут водкой с луком пополам.
Я, сапогом отброшенный, бессилен.
Напрасно я погромщиков молю.
Под гогот: «Бей жидов, спасай Россию!»
насилует лабазник мать мою.
О, русский мой народ! — Я знаю — ты
По сущности интернационален.
Но часто те, чьи руки нечисты,
твоим чистейшим именем бряцали.
Я знаю доброту твоей земли.
Как подло, что, и жилочкой не дрогнув,
антисемиты пышно нарекли
себя «Союзом русского народа»!
Мне кажется — я — это Анна Франк,
прозрачная, как веточка в апреле.
И я люблю. И мне не надо фраз.
Мне надо, чтоб друг в друга мы смотрели.
Как мало можно видеть, обонять!
Нельзя нам листьев, и нельзя нам неба.
Но можно очень много — это нежно
друг друга в темной комнате обнять.
Сюда идут? Не бойся — это гулы
самой весны — она сюда идет.
Иди ко мне. Дай мне скорее губы.
Ломают дверь? Нет — это ледоход…
Над Бабьим Яром шелест диких трав.
Деревья смотрят грозно, по-судейски.
Все молча здесь кричит, и, шапку сняв,
я чувствую, как медленно седею.
И сам я, как сплошной беззвучный крик,
над тысячами тысяч погребенных.
Я — каждый здесь расстрелянный старик.
Я — каждый здесь расстрелянный ребенок.
Ничто во мне про это не забудет!
«Интернационал» пусть прогремит,
когда навеки похоронен будет
последний на земле антисемит.
Еврейской крови нет в крови моей.
Но ненавистен злобой заскорузлой
я всем антисемитам, как еврей,
и потому — я настоящий русский!
  (1961)
*****
Он пил и пил один, лабазник.
Он травник в рюмку подливал
И вилкой, хмурый и лобастый,
Колечко лука поддевал.
Он гоготал, кухарку лапал,
Под юбку вязаную лез,
И сапоги играли лаком.
А наверху – с изячным фраком
Играла дочка полонез…
…Вставал он во хмелю и в силе,
Пил квас и был на все готов,
И во спасение России
Шел бить студентов и жидов.
(Из стихотворения ”Охотнорядец”, 1957)
———————–
У русского и у еврея
Одна эпоха на двоих.
Когда, как хлеб, ломая время,
Россия вырастила их.
Основы ленинской морали,
В том, что единые в строю,
Еврей и русский умирали
За землю общую свою.
Рязанским утренним жалейкам,
Звучащим с призрачных полей,
Подыгрывал Шолом – Алейхом
Некрепкой скрипочкой своей.
——————————————————————
И вот «Бабий Яр», мной написанный,
над шаром земным полетел
позорно замолчанной истиной
и стоном закопанных тел.
Охрана моя добровольная
со мной обращалась на «вы» –
команда МЭИ баскетбольная
из дылд самых нежных Москвы.
Но в русскость мою всем ли верилось?
И, чтоб уязвить поверней,
спроворили жлобскую версию,
что я – это тайный еврей.
И надо же так обезбожиться,
упасть до ничтожества столь,
когда и представить не можется,
что боль всех людей – наша боль.
Кровей у меня до двенадцати,
и в странах любых есть мне кров.
Ну что ж, принимаю все нации
я в гостеприимную кровь.
А мать Неизвестного Эрика
звонила: «Писать мне кому?
Мне нужен мой сын – не Америка,
да вот не пускают к нему».
Овировские невыпускатели
по принципу «башли гони!»
ломали мазилок, писателей
и дедушек с бабушками.
В дежурках с красотками баловались
и всё приводили в ажур,
но даже и взятки побаивались
за эту, за Беллу Дижур.
Тогда уж ей было за восемьдесят.
Заметили, что от обид
она никогда не заводится
и служащим не грубит.
Была она невыпущальная.
Я всё же усовестил их.
Им было прощенье печальное
в глазах ее, столь молодых.
Великая эта женщина,
дожив до столетних седин,
в Нью-Йорке шепнула мне: «Женечка,
а знаешь, ведь ты мне как сын».
Мы вместе нигде не обрамлены,
но Эрик и вы – мне семья.
Спасибо вам, Белла Абрамовна,
еврейская мама моя.
              Источник:   www.zelikm.com  —  ‘’ Евреи глазами именитых друзей и недругов’’