пятница, 19 июля 2013 г.

Родившись русским, при погроме Себя почувствовать жидом

Когда я родился, моя фамилия была не Евтушенко, а Гангнус, это фамилия моего отца, немецкая. Мне было семь лет, когда началась война, и учительница на станции Зима говорила другим: ”Как вы можете с ним играть? Он же немец”. Моя бабушка, мудрая и сильная женщина, возмутилась, схватила скалку и направилась в школу.


       18 июля 2013 года прославленному поэту Евгению Александровичу Евтушенко —  80 лет. Прошлым летом Евгению Евтушенко исполнилось 80 лет, но поскольку в паспорте у него записан год рождения 1933 — поэт решил, что может с полным правом отпраздновать свой солидный юбилей еще раз. И даже планирует совершить гастрольный тур по всей России — как это было пять лет назад, когда он праздновал свое 75-летие. В этом году к его юбилею был приурочен выход фильма «Я – разный»  из цикла «Свидетели»  на телеканале «Россия 1″. Друзья, соратники, родственники поэта рассказали о его жизни, а сам поэт поделился своими мыслями о прошлом и настоящем. Люди моего поколения помнят, что необыкновенную популярность он получил после выступлений на знаменитых вечерах в Большой аудитории Политехнического музея, ставших символом оттепели, вместе с другими поэтами 60-х — Робертом Рождественским, Беллой Ахмадулиной, Андреем Вознесенским, Булатом Окуджавой. Одними любим, другими невосприминяемый, но Евтушенко едва ли не самый яркий и, безусловно, самый читаемый русский поэт.  Неоднозначный, скандальный, неудобный, он никогда не оставался в тени и никогда не избегал возможности высказать свою гражданскую позицию. Евтушенко всегда был не столько лириком, сколько оратором, публицистом, трибуном, интересовавшимся самыми актуальными темами современности. Недаром его манифестом стала фраза «Поэт в России – больше, чем поэт». Широко известный во всем мире современный русский поэт (переведен более чем на 70 языков мира, почетный член Американской академии искусств, действительный член Европейской академии искусств и наук), претендующий – при всех неумолкающих спорах вокруг его имени — на право быть одним из выразителей умонастроений своего народа и своей эпохи. Евгению Рейну, другу и, как многие считают, учителю Бродского, принадлежит постулат, датированный 1997 годом: «Россия – особая страна решительно во всех отношениях, даже под углом ее поэтического облика. Вот уже двести лет во все времена русскую поэзию представляет один великий поэт. Так было в восемнадцатом веке, в девятнадцатом и в нашем двадцатом. Только у этого поэта разные имена. И это неразрывная цепь. Вдумаемся в последовательность: Державин – Пушкин – Лермонтов – Некрасов – Блок – Маяковский – Ахматова – Евтушенко. Это – один-единственный Великий поэт с разными лицами. Такова поэтическая судьба России». Думается, что в отношении Евтушенко эта формула может быть безошибочно пролонгирована и на начало XXI столетия.

        Однажды Евтушенко, оказавшись в Нью-Йорке на концерте симфонического оркестра, с гордостью сообщил его дирижеру, что в Московском симфоническом оркестре больше половины — евреи. Дирижер очень удивился и ответил, что никогда не интересовался, сколько евреев у него в оркестре. «И вот тогда я понял, — рассказывал Евтушенко, — в чем заключается истинный антисемитизм». О жизни и творчестве Е. Евтушенко написано множество книг,  статей и рецензий, посвященных отдельным сборникам и произведениям поэта, его поэтическим переводам, языку и стилю. Опубликованы его многочисленные интервью о времени и о себе, об антисемитизме и о симпатиях автора к еврейскому народу. Особенное внимание уделяется истории появления известного стихотворения «Бабий Яр». В истории человечества не было других таких поэтических строк, которые нашли бы такой немедленный и широкий отклик во всем мире, как эти строки Евгения Евтушенко. Да и много ли было в истории стихов, которые запечатлевались в камне, после которых создавались памятники, причем, на разных континентах. Памятник в Киеве, строки на английском перед музеем Холокоста в Вашингтоне… Послушаем самого поэта.

*****
Бабий Яр был преступлением фашизма. Но наше многолетнее замалчивание чужого преступления стало преступлением собственным. Замалчивание — это тоже убийство, убийство памяти… Что является психологической причиной замалчивания? Боязнь напомнить о преступлении, в котором замешана украинская полиция. Нежелание вызвать сочувствие к евреям. Вдруг они снова смогут понадобиться для очередного выброса накопившегося озлобления…Я давно хотел написать стихи об антисемитизме. Но эта тема нашла свое поэтическое решение только тогда, когда я побывал в Киеве и воочию увидел это страшное место – Бабий Яр…Напомню почти дословно о моём разговоре прелюдно с Хрущёвым в 1962 году: ”Уважаемый Никита Сергеевич, я специально остановился на этом стихотворении и вот с какой целью: мы все знаем, что никто не сделал больше Вас по ликвидации отрицательных последствий культа личности Сталина, и мы все очень благодарны Вам за это. Но остался один вопрос, который тоже является отрицательным последствием тех времен, до сих пор еще не решен, это вопрос об антисемитизме. Это имеет место. Я сам был свидетелем таких вещей, причем это исходило от людей, занимающих официальные посты, и таким образом принимало официальный характер. Мы не можем идти к коммунизму с таким тяжелым грузом, как юдофобство. И здесь не поможет ни молчание, ни отрицание, вопрос должен быть решен и мы надеемся, что он будет решен. На нас смотрит весь прогрессивный мир и решение этого вопроса еще больше поднимет авторитет нашей страны. Под решением вопроса я имею в виду прекращение антисемитизма по всем линиям, с привлечением антисемитов к уголовной ответственности. Эта действенная мера даст возможность многим лицам еврейской национальности воспрянуть духом и приведет к еще большим успехам во всех областях коммунистического строительства.”
*****
Есть русскость больше, чем по крови:
Как перед нравственным судом,
Родившись русским, при погроме
Себя почувствовать жидом.
*****
Меня спрашивают, почему я написал “Бабий Яр”. Может быть, потому что однажды, когда все-таки я был мальчиком сталинского времени, я это написал, исповедально показал в моем фильме. Ведь я поверил. Я был мальчик, дедушек моих арестовали в моем присутствии, когда мне было 4 года. У меня память начинается с 1937 года, когда арестовывали моих дедушек ни за что. Один из них не вернулся, другой вернулся сломленным человеком. И у меня боролось, с другой стороны Сталин был как верховный главнокомандующий, это тоже не могло не отразиться на моем отношении к Сталину, и у меня душа раздваивалась все время. И когда сообщили о том, что врачи отравители Сталина, они его отравили и так далее, я был потрясен, как были потрясены многие люди. Я написал стихи. Я пришел в одну семью очень хорошую, и я прочел эти стихи о врачах-отравителях. Они не были антисемитскими совершенно. Но это были просто стихи потрясенного человека, что так могло случиться. И мне сказала мать этой семьи, это могло ей дорого стоить, она сказала: “Женечка, эти врачи они ни в чем не виновны. Это неправда. Спрячьте это стихотворение, никогда не показывайте это стихотворение. Вы никогда не отмоетесь потом”. И я верил этим людям. Я поверил, и я спрятал, я никому его не показывал. И я носил его и может быть, потому что я написал “Бабий Яр” это потому, что я однажды мог очень сильно ошибиться. И на всю жизнь. Потому что я поверил вот этой газетной версии в тот момент. И это был огромный урок моральный. И поэтому когда меня мои товарищи на “Мосфильме” уговаривали: Женя, у тебя и так много врагов, сними этот эпизод, зачем, рассказывать, что ты написал, кто это знает. Я сказал: нет, я должен об этом рассказать, потому что это будет каким-то уроком и предупреждением другим молодым людям. ( Из интервью на радиостанции ”Эхо Москвы”. 12.12.05 – А.З.)
*****
Да, мою кандидатуру ( номинант на Нобелевскую премию по литературе 2008 – А.З.) предложил Всемирный конгресс русскоязычного еврейства. Это признание за ”Бабий Яр”, произведение, написнное под впечатлением от 13-ой симфонии Шостаковича. И за антирасистский дух моих произведений. Это честь, великое волнение. А расизм я испытал на собственной шкуре. Когда я родился, моя фамилия была не Евтушенко, а Гангнус, это фамилия моего отца, немецкая. Мне было семь лет, когда началась война, и учительница на станции Зима говорила другим: ”Как вы можете с ним играть? Он же немец”. Моя бабушка, мудрая и сильная женщина, возмутилась, схватила скалку и направилась в школу. Она нашла учительницу, сидящей под плакатом с изображением Маркса и Энгельса. Её гнев испарился. Она сказала: ”А эти двое, быть может, узбеки?” Но потом она решила, что было бы правильнее поменять мою фамилию на фамилию моей матери, наполовину польки, наполовину украинки. С этого дня я стал Евгений Евтушенко.
*****
В России даже антисемиты с удовольствием танцуют «семь сорок».
         Последние слова также принадлежат Е.Евтушенко. Они озвучены в его мемуарах. Кстати (уместно ли?), хочу напомнить об одной из версий происхождения песни » Семь сорок ». Представители еврейского народа всегда были очень находчивыми и сообразительными, пока нерасторопный русский еще только собирается сделать какое-нибудь дело, у еврея уже давно все организовано и приносит доход. В итоге, представители еврейского народа скапливались в городах, развивали там производство и налаживали бизнес. Этот факт многим очень не нравился, в результате, на евреев писали доносы и строчили донесения. Результатом такой писанины стал указ русского самодержца, который гласил, что в царской России представителям еврейского народа запрещено жить в крупных городах, можно лишь пребывать там в дневное время. В результате такого законодательного акта, настойчивым евреям приходилось приезжать в свой главный город Одессу на поезде, который прибывал в 7 часов 40 минут утра и отправлялся из него тоже в 7.40 только уже вечера. В зимний период, ожидая поезда, евреи, чтобы немного согреться, пританцовывали, вот так и возник зажигательный еврейский народный танец.
*****
Над Бабьим Яром памятника нет.
Крутой обрыв, как грубое надгробье.
Мне страшно. Мне сегодня столько лет,
как самому еврейскому народу.
Мне кажется сейчас —я иудей.
Вот я бреду по древнему Египту.
А вот я, на кресте распятый, гибну,
и до сих пор на мне — следы гвоздей.
Мне кажется, что Дрейфус — это я.
Мещанство — мой доносчик и судья.
Я за решеткой. Я попал в кольцо.
Затравленный, оплеванный, оболганный.
И дамочки с брюссельскими оборками,
визжа, зонтами тычут мне в лицо.
Мне кажется — я мальчик в Белостоке.
Кровь льется, растекаясь по полам.
Бесчинствуют вожди трактирной стойки
и пахнут водкой с луком пополам.
Я, сапогом отброшенный, бессилен.
Напрасно я погромщиков молю.
Под гогот: «Бей жидов, спасай Россию!»
насилует лабазник мать мою.
О, русский мой народ! — Я знаю — ты
По сущности интернационален.
Но часто те, чьи руки нечисты,
твоим чистейшим именем бряцали.
Я знаю доброту твоей земли.
Как подло, что, и жилочкой не дрогнув,
антисемиты пышно нарекли
себя «Союзом русского народа»!
Мне кажется — я — это Анна Франк,
прозрачная, как веточка в апреле.
И я люблю. И мне не надо фраз.
Мне надо, чтоб друг в друга мы смотрели.
Как мало можно видеть, обонять!
Нельзя нам листьев, и нельзя нам неба.
Но можно очень много — это нежно
друг друга в темной комнате обнять.
Сюда идут? Не бойся — это гулы
самой весны — она сюда идет.
Иди ко мне. Дай мне скорее губы.
Ломают дверь? Нет — это ледоход…
Над Бабьим Яром шелест диких трав.
Деревья смотрят грозно, по-судейски.
Все молча здесь кричит, и, шапку сняв,
я чувствую, как медленно седею.
И сам я, как сплошной беззвучный крик,
над тысячами тысяч погребенных.
Я — каждый здесь расстрелянный старик.
Я — каждый здесь расстрелянный ребенок.
Ничто во мне про это не забудет!
«Интернационал» пусть прогремит,
когда навеки похоронен будет
последний на земле антисемит.
Еврейской крови нет в крови моей.
Но ненавистен злобой заскорузлой
я всем антисемитам, как еврей,
и потому — я настоящий русский!
  (1961)
*****
Он пил и пил один, лабазник.
Он травник в рюмку подливал
И вилкой, хмурый и лобастый,
Колечко лука поддевал.
Он гоготал, кухарку лапал,
Под юбку вязаную лез,
И сапоги играли лаком.
А наверху – с изячным фраком
Играла дочка полонез…
…Вставал он во хмелю и в силе,
Пил квас и был на все готов,
И во спасение России
Шел бить студентов и жидов.
(Из стихотворения ”Охотнорядец”, 1957)
———————–
У русского и у еврея
Одна эпоха на двоих.
Когда, как хлеб, ломая время,
Россия вырастила их.
Основы ленинской морали,
В том, что единые в строю,
Еврей и русский умирали
За землю общую свою.
Рязанским утренним жалейкам,
Звучащим с призрачных полей,
Подыгрывал Шолом – Алейхом
Некрепкой скрипочкой своей.
——————————————————————
И вот «Бабий Яр», мной написанный,
над шаром земным полетел
позорно замолчанной истиной
и стоном закопанных тел.
Охрана моя добровольная
со мной обращалась на «вы» –
команда МЭИ баскетбольная
из дылд самых нежных Москвы.
Но в русскость мою всем ли верилось?
И, чтоб уязвить поверней,
спроворили жлобскую версию,
что я – это тайный еврей.
И надо же так обезбожиться,
упасть до ничтожества столь,
когда и представить не можется,
что боль всех людей – наша боль.
Кровей у меня до двенадцати,
и в странах любых есть мне кров.
Ну что ж, принимаю все нации
я в гостеприимную кровь.
А мать Неизвестного Эрика
звонила: «Писать мне кому?
Мне нужен мой сын – не Америка,
да вот не пускают к нему».
Овировские невыпускатели
по принципу «башли гони!»
ломали мазилок, писателей
и дедушек с бабушками.
В дежурках с красотками баловались
и всё приводили в ажур,
но даже и взятки побаивались
за эту, за Беллу Дижур.
Тогда уж ей было за восемьдесят.
Заметили, что от обид
она никогда не заводится
и служащим не грубит.
Была она невыпущальная.
Я всё же усовестил их.
Им было прощенье печальное
в глазах ее, столь молодых.
Великая эта женщина,
дожив до столетних седин,
в Нью-Йорке шепнула мне: «Женечка,
а знаешь, ведь ты мне как сын».
Мы вместе нигде не обрамлены,
но Эрик и вы – мне семья.
Спасибо вам, Белла Абрамовна,
еврейская мама моя.
              Источник:   www.zelikm.com  —  ‘’ Евреи глазами именитых друзей и недругов’’

вторник, 9 июля 2013 г.

Украинские Рабы (= население) никогда не победят оккупационный - насквозь лицемерный, продажный, гнилой и коррумпированный, преступный и нелигитимный государственный режим, пока не осознают себя свободным Народом на СВОЕЙ, Б-гом обетованной земле, ( как ЭТО СДЕЛАЛИ ЕВРЕИ, ПОДНЯТЫЕ ИЗ РАБСКОГО СОСТОЯНИЯ ПРОРОКОМ МОИСЕЕМ !)

// 09.07.2013 // 11:28 //

Коррупция выведет на улицы треть населения Украины. Схема

MIGnews.com.ua
Каждый третий украинец готов выйти на улицу для борьбы скоррупцией. Об этом свидетельствуют результаты исследования Барометр мировой коррупции (Global Corruption Barometer) от Transparency International и Gallup International Association.
По данным исследования, протестовать против коррупции сегодня готовы 68% украинцев. О готовности выйти на улицу с протестом заявляют 36% опрошенных, передает ЛІГАБізнесІнформ.
43% респондентов считают, что за последние два года уровень коррупции в Украине значительно вырос, 74% - уверены, что государственный сектор коррумпирован, 80% - охарактеризовали действия правительства в борьбе с коррупцией как нерезультативные.
Лишь 4% опрошенных считают, что государственная антикоррупционная борьба имеет хоть какой-то результат. При этом 83% отметили, что важно иметь личный контакт при решении вопросов в государственном секторе, а 84% - что правительством страны руководят организации,  действующие в собственных интересах. 
Наиболее коррумпированными украинцы назвали именно те институты, которые призваны бороться с коррупцией - суды (66%), правоохранительные органы (64%), государственную службу (56%), сферу здравоохранения (54%), парламент (53%), политические партии (45%) , образовательную систему (43%), бизнес (36%), военную сферу (28%), СМИ (22%), религиозные институты (21%), общественные организации (20%).
Рост недоверия к этим сферам спровоцирован тенденцией резкого роста взяточничества, говорят эксперты.
Значительная часть респондентов признали, что платили взятку при получении услуг в правоохранительных органах (49%), медицинских учреждениях (41%), образовательных учреждениях (33%), земельных службах (25%), регистрационных и разрешительных службах (22%), судах (21%), налоговой (18%), коммунальных предприятиях (6%).
О случаях вымогательства взятки сообщили  35% опрошенных, при этом 53% из них заявили, что отказались платить. Рейтинг причин дачи взяток выглядит следуюшим образом: невозможность получить услугу другим путем (33%), в знак благодарности (33%), для ускорения процесса (28%), для удешевления услуги (6%). Не сообщают о коррупционных случаях 74%, боятся последствий - 24%, считают, что это ничего не изменит - 63%.
Исполнительный директор Transparency International Украина Алексей Хмара заявил, что граждане страны показали властям "желтую карточку".
"Исследования прошлых лет установили, что доверие к церкви вдвое выше доверия к судам. Нынешний опрос выявил, что народные настроения ухудшаются: 80% считают вообще нерезультативными действия власти и уверены, что страной управляют несколько лиц с оглядкой на собственные интересы", - сказал он.
"На фоне этих неутешительных цифр, а также ввиду роста массового недовольства украинцев действиями правоохранительных и судебных органов, очень серьезным тревожным сигналом является готовность каждого третьего выйти на улицу защищать свои права. Цифры свидетельствуют, что желтая карточка рискует превратиться в красную", - заявил Хмара.
Исследование Transparency International Барометр мировой коррупции проводится с 2003 года методом индивидуальных интервью.
Полевой опрос проводился с лета 2012-го  до зимы 2013-го года. Опрошено более 114 тыс. человек в 107 странах. В Украине  с 9 по 17 августа 2012 года опрошено 1000 респондентов старше 18 лет. Погрешность выборки - 3%. 
Как сообщал MIGnews.com.ua, в международной антикоррупционной неправительственной организации Transparency International констатировали, что эффективность органов власти в выполнении госпрограммы по противодействию коррупции в Украине на 2011-2015 годы низкая.
Новости по теме:

вторник, 2 июля 2013 г.

Как воспитать Машиаха нового поколения свободнорожденных в Украине


нашего Машиаха
185 лет назад, 5 июля 1828 года, великий математик, создатель неевклидовой геометрии, Николай Лобачевский прочёл в актовом зале Казанского университета, ректором которого он тогда был, речь «О важнейших предметах воспитания».
По нашему разумению, она есть самым выдающимися педагогическими манифестом, и не утратила актуальности в веке XXI-м.
" Вот уже год прошел, любезные мои товарищи, как по избранию вашему несу я на себе должность, которой почести, важность и трудности служат доказательством лестной вашей ко мне доверенности. Не смею жаловаться на то, что вы захотели отозвать меня от любимых мною занятий, которым долгое время предавался я по склонности. Вы наложили на меня новые труды и чуждые до того мне заботы; но я не смею роптать, потому что вы предоставили мне новые средства быть полезным ...
Я сравниваю теперь себя с кормчим, который, не доверяя опытности, держался берегов; наконец, решается плыть в открытое море, и не робкое путешествие свое рассказывать, но советов просить должен. В воспитании юношества, в сем важном деле, где я по званию своему участвую более других членов Университета, в исполнении сей важной обязанности прошу ваших советов. Осмеливаюсь подвергнуть вашему суждению мои мысли, полагая, что они заключают в себе первые основания нравственности и могут указывать на те правила, которым следовать обязаны наставники. Ими намерен и я руководствоваться, как путешественник, чтобы не сбиться с пути, смотрит на приметы, расставленные по дороге.
В таком состоянии, воображаю, должен бы находиться человек, отчужденный от общества людей, отданный на волю одной дикой природе. Обращаю потом мысли к человеку, который среди устроенного, образованного гражданства последних веков просвещения высокими познаниями своими составляет честь и славу своего отечества. Какая разность, какое безмерное расстояние разделяет того и другого. Эту разность произвело воспитание. Оно начинается от колыбели, приобретается сперва одним подражанием, постепенно развивается ум, память, воображение, вкус к изящному, пробуждается любовь к себе, к ближнему, любовь славы, чувство чести, желание наслаждаться жизнью. Все способности ума, все дарования, все страсти, все это обделывает воспитание, соглашает в одно стройное целое, и человек, как бы снова родившись, являет творение в совершенстве.
Наружный вид его, возвышенное чело, взор, который всюду устремляется, все созерцает вверху, вокруг себя; черты лица, в которых изображается чувственность, покоренная уму, - все показывает, что он родился быть господином, повелителем, царем природы. Но мудрость, с которой он должен править с наследственного своего трона, не дана ему от рождения: она приобретается учением.
В чем же должна заключаться эта мудрость? Чему должно нам учиться, чтобы достигнуть своего назначения? Какие способности должны быть раскрыты и усовершенствованы, какие должны потерпеть перемены; что надобно придать, что отсечь, как излишнее, вредное?
Мое мнение: ничего не уничтожать и все усовершенствовать. Неужели дары природы напрасны? Как осмелимся осуждать их? - Кого обвиним в них? Однако признаем виновника всему, что ни существует; исповедуем его и благоговеем пред его бесконечною премудростию.
Всего обыкновеннее слышать жалобы на страсти, но как справедливо сказал Мабли: чем страсти сильнее, тем они полезнее в обществе, направление их может быть только вредно. Что же надобно сказать о дарованиях умственных, врожденных побуждениях, свойственных человеку желаниях? Все должно остаться при нем; иначе исказим его природу, будем ее насиловать и повредим его благополучию.
Обратимся, во-первых, к главнейшей способности, уму, которым хотят отличить человека от прочих животных, противополагая в последних инстинкт. Я не того мнения, чтобы человек лишен был инстинкта, который является во многих действиях ума, который в соединении с умом составляет Гений. Замечу только мимоходом, что инстинкт не приобретается; Гением быть нельзя, кто не родился. В этом-то искусство воспитателей: открыть Гений, обогатить его познаниями и дать свободу следовать его внушениям. Ум, если хотят составить его из воображения и памяти, едва ли отличает нас от животных. Но разум, без сомнения, принадлежит исключительно человеку.
Разум, это значит, известные начала суждения, в которых как бы отпечатались первые действующие причины Вселенной и которые соглашают, таким образом, все наши заключения с явлениями в природе, где противоречия существовать не могут.
Как бы то ни было, но в том надобно признаться, что не столько уму нашему, сколько дару слова, одолжены мы всем нашим превосходством перед прочими животными. Из них самые близкие по сложению своего тела, как уверяют анатомики, лишены органов, помощию которых могли бы произносить сложные звуки. Им запрещено передавать друг другу понятия. Одному человеку предоставлено это право; он один на земле пользуется сим даром; ему одному ведено учиться, изощрять свой ум, искать истин соединенными силами. Слова, как бы лучи ума его, передают и распространяют свет учения. Язык народа - свидетельство его образованности, верное доказательство степени его просвещения. Чему, спрашиваю я, одолжены своими блистательными успехами в последнее время математические и физические науки, слава нынешних веков, торжество ума человеческого? Без сомнения, искусственному языку своему, ибо как назвать сии знаки различных исчислений, как не особенным, весьма сжатым языком, который, не утомляя напрасно нашего внимания, одной чертой выражает обширные понятия. Такие успехи математических наук, затмивши всякое другое учение, справедливо удивляют нас, заставляют признаться, что уму человеческому предоставлено исключительно познавать сего рода истины, что он, может быть, напрасно гоняется за другими, надобно согласиться и с тем, что математики открыли прямые средства к приобретению познаний. Еще не с давнего времени пользуемся мы сими средствами. Их указал нам знаменитый Бэкон.
Оставьте, говорил он, трудиться напрасно, стараясь извлечь из одного разума всю мудрость, спрашивайте природу, она хранит все истины и на вопросы ваши будет отвечать вам непременно и удовлетворительно. Наконец, Гений Декарта привел эту счастливую перемену и, благодаря его дарованиям, мы живем уже в такие времена, когда едва тень древней схоластики бродит по Университетам. Здесь, в это заведение вступивши, юношество не услышит пустых слав без всякой мысли, одних звуков без всякого значения. Здесь учат тому, что на самом деле существует, а не тому, что изобретено одним праздным умом. Здесь преподаются точные и естественные науки с пособием языков и познании исторических. Здесь преподаватели разделяют между собою предметы, которыми всю жизнь свою занимаются, еще с молодых лет почувствовав в себе охоту и некоторые дарования ...
Одно образование умственное не довершает еще воспитание. Человек, обогащая свой ум познаниями, еще должен учиться уметь наслаждаться жизнию. Я хочу говорить об образовании вкуса.
Жить - значит чувствовать, наслаждаться жизнию, чувствовать непрестанно новое, которое бы напоминало, что мы живем. Так стихотворец наш Державин говорит о людях:
       Непостоянство - доля смертных,
       В примерах вкуса - счастье их.
       Среди утех своих несметных
       Желаем мы утех иных.

Единообразное движение мертво. Покой приятен после трудов и скоро обращается в скуку. Наслаждение заключается в волнении чувств, под тем условием, чтобы оно держалось в известных пределах. Впрочем, все равно, на веселое или печальное обращается наше внимание. И возвраты к унынию приятны; и трогательные картины бедствий человеческих нас привлекают. С удовольствием слушаем мы Эдипа на сцене театра, когда он рассказывает о беспримерных своих несчастиях. Веселое и печальное, как две противные силы, волнуют жизнь нашу внутри той волны, где заключаются все удовольствия, свойственные человеческой природе. Или подобно реке она течет в излучистых берегах; то разливается в лугах радости, то обмывает крутые утесы горестных размышлений. Ничто так не стесняет сего потока, как невежество: мертвою, прямою дорогою провождает оно жизнь от колыбели к могиле. Еще в низкой доле изнурительные труды необходимости, мешаясь с отдохновением, услаждают жизнь земледельца и ремесленника; но вы, которых существование несправедливый случай обратил в тяжелый налог другим; вы, которых ум отупел и чувство заглохло; вы не наслаждаетесь жизнию! Для вас мертва природа, чужды красоты поэзии, лишена прелести и великолепия архитектура, незанимательна история веков. Я утешусь мыслию, что из нашего Университета не выйдут подобные произведения растительной природы; даже не войдут сюда, если к несчастию уже родились с таким назначением. Не выйдут, повторяю, потому что здесь продолжается любовь славы, чувство чести и внутреннего достоинства.
Кажется, природа еще не удовольствовалась. Вдохнула в каждого желание превосходить других, быть известным, быть предметом удивления, прославиться; и таким образом возложила на самого человека попечение о своем усовершенствовании. Ум в непрестанной деятельности силится стяжать почести, возвыситься - и все человеческое племя идет от совершенства к совершенству и где остановится?
Другие обязанности отзывают и охлаждают стремление к славе. Срочное время поручено человеку хранить огонь жизни; хранить с тем, чтобы он предал его другим. Он живет, чтобы оставить по себе потомство. Любовь к жизни, сильное побуждение во всех тварях, ты исполняешь высокую цель природы. Я переступил через вершину моей жизни, при первом шаге чувствую уже тяжесть, которая увлекает меня по отлогости второй половины моего пути. Всегда был я внимателен к явлениям организма; теперь не могу наблюдать, не могу говорить о них равнодушно. Покоится жизнь в зерне растения под охранительной пленою против враждебных стихий; но деятельность их, наконец, улучшает время и до того беззаботная вдруг пробуждается от сна. Тогда, с превосходством еще сил, строит она орудное жилище против непрестанного нападения. Скоро, почувствовав не равный бой, помышляет о побеге и скрывается в новом зерне. Вот краткое описание явления жизни в растении, животном и человеке. Чем удержать это стремление к побегу изменяющей жизни? Как рано пробуждается оно, и как верно рассчитано бывает время. Посмотрите на этот прививок: он уже цветет в первую весну. Органическая сила в нем предчувствует, что отчужденный черен от родного дерева, не долговечен, и что ей надобно спешить с плодами. Посмотрите на огородные овощи, когда холодные ночи грозят им скорым морозом: вдруг останавливают они рост свой, и зерна в них спеют. Яблоко, тронутое червем, зреет ранее других и валится на землю. Так порок сокращает жизнь; так юноша созревает преждевременно, удовлетворяя ранним своим желаниям, и ложится в могилу, когда бы ему надобно цвести. Мы все живем втрое, вчетверо менее, нежели сколько назначено природой. Примерами это показано: некто Екклестон жил 143 года. Генрих Женкинс - 169 лет. Натуралисты, сравнивая время возрастания человека и животных, приходят к тому же заключению: мы должны бы, говорят они, жить около 200 лет. Но увы, напрасно жизненная сила собирает питательные соки; их сожигает огонь страстей, снедают заботы и губит невежество. Пылкость нашего соображения, наше знание, всегда готовые воспоминания будят страсти и призывают желания не должные. Наставник юношества пусть обратит сюда внимание и постарается предупредить безрассудность молодости, еще не знающей цены своему здоровью.
О, как бы расточительны мы были с нашей жизнью, если бы мысль о смерти не стояла на страже. Где более света, там гуще тень: так все премудро соглашено в мире. Животное следует слепо своему побуждению. Человек знает наслаждения, ищет их с выбором, утончает их; но он не большим пользуется превосходством - он знает, чего бы лучше не знать, знает, что он должен умереть. Мысль мучительная, которая отравляет все наши удовольствия, подобно мечу Дионисия, на волосе повешенному над головою. Смерть, как бездна, которая все поглощает, которую ничем наполнить нельзя; как зло, которое ни в какой договор включить не можно, потому что оно ни с чем нейдет в сравнение.
Но почему же смерть должна быть злом? Мы живем одно настоящее мгновение; прошедшее все равно, как бы ни существовало; с будущим - последует то же. Когда смерть придет, тогда все равно - сколько мы ни прожили. Мы повинуемся гласу природы, не в силах будучи ему противиться; но собственно для нас какая выгода, жить более или менее?
Будем же дорожить жизнью, покуда она не теряет своего достоинства. Пусть примеры в Истории, истинное понятие о чести, любовь к отечеству, пробужденная в юных летах, дадут заранее то благородное направление страстям и ту силу, которые дозволяют ном торжествовать над ужасом смерти. С повязкою на глазах, как говорит Ларошфуко, мы его не увидим ...
Вы, воспитанники сего заведения ... Уверен, что вы отсюда понесете любовь к добродетели и сохраните ее вместе с благодарностью к вашим наставникам. Вы узнаете и опыт света еще более уверит вас, что одно чувство любви к ближнему, любви бескорыстной, беспристрастной, истинное желание добра вам налагало на нас попечение просветить ваш ум познаниями, утвердить вас в правилах веры, приучить вас к трудолюбию, порядку, к исполнению ваших обязанностей, сохранить невинность ваших нравов, сберечь и укрепить ваше здоровье, наставить вас в добродетелях, вдохнуть в вас желание славы, чувство благородства, справедливости и чести, этой строгой, неприкосновенной честности, которая бы устояла против соблазнительных примеров злоупотребления, не досягаемых наказанием.
Еще вы не в состоянии дать истинной цены словам моим, и не вдруг опытность может вразумить вас. Теперь вступаете вы в свет, новизна и многоразличность впечатлений не дает места размышлениям. Но придет время, когда на блеске настоящего вдруг явится прошедшее с обворожительною прелестию ... подобно нежной затуманенной резьбе на ярком золоте, подобно отраженным предметам в слабом зеркале вод, тогда лета воспитания, лета беззаботной юности со всеми невинными удовольствиями предстанут в вашем воспоминании, как образ совершенного счастия, невозвратимо потерянного. Тогда вашего товарища учения встретите вы как родного; тогда в разговоре о вашей юности с благодарностию будете произносить имена ваших наставников, признаетесь, сколь много они желали вам добра, и с торжеством друг другу дадите обещание следовать примерам, от нас слышанным.
Расставаясь с вами, что скажу вам самого поучительного? Вы счастливее меня, родившись позже. Из истории народов видели вы, что всякое государство переходит возрасты младенчества, возмужалости и старости. То же будет и с нашим любезным отечеством ... Я все сказал этим.




четверг, 27 июня 2013 г.

Бабий Яр: советский танец на костях продолжили донецкие.... евреи?


Сегодня президент Украины ВикторЯнукович должен решить, появится ли в 2015—16 годах в Бабьем Яру, где во время Второй мировой войны были расстреляны более 150 тысяч человек — в основном еврейской национальности, мемориальный комплекс, аналогов которому в мире нет. Макет внешнего дизайна мемориала и техническую характеристику президенту принесут члены Совета попечителей Еврейского агентства «Сохнут» во главе с президентом Всемирного Форума русскоязычного еврейства и лидером еврейской общины Киева Александром Левиным. Януковичу, как и всем главам государств Европы, будет предложено стать членом Совета правления Мемориала.
Главной особенностью Мемориала, спроектированного киевским архитектором Виталием Васягиным, станет интерактивный павильон, который планируют оборудовать внутри холма, рядом с футбольным полем, занявшим часть расстрельного рва. В павильоне специалистами по спецэффектам из Голливуда будут созданы спецэффекты, которые погрузят посетителя в атмосферу осени 1941 года. «В зале будет стоять лай овчарок, команды фашистских конвоиров, по бокам с посетителем будут идти на расстрел обреченные евреи, цыгане, советские пленные — все, как это было в 1941 году», — рассказал украинским журналистам суть проекта Левин. «Будет воссоздана «дорога смерти», по которой прошли 100 тысяч евреев», — отметили израильские журналисты.
Перед входом в павильон планируют вырыть фонтан, в котором будут плавать фонарики в виде поминальных свечей. Фонтан будет пересекать дорожка, в центре которой сделают площадку в виде шестиугольника (Звезды Давида). Слева разобьют Аллею праведников мира, деревья в которой будут иметь таблички с именами около тысячи человек, которые, рискуя жизнью, спасали евреев от фашистов. Тут же будет создан Еврейский общественный центр с классами для детей. «Комплекс, частью которого станет и Общественный центр, будет ярким символом возрождения. В том самом месте, где евреев пытались стереть с лица земли, дети буду изучать Тору», — заявил Левин.
Мемориал будет создаваться на пожертвования. В этом могут принять участие как украинцы, так и граждане других стран. Единственное, чью помощь не хочет принимать еврейская община, — немцев.  
Съезд миллиардеров
Визиту к Януковичу предшествовал съезд Совета Попечителей «Сохнут» в Киеве, который собрал крупнейших бизнесменов, филантропов и лидеров еврейских общин со всего мира. Был экс-министр внутренних дел Израиля Натан Щаранский (родился в Донецке), который свое выступление начал на украинском с признания в любви Украине, ее культуре и народу. Из США прибыл глава крупнейшей инвестиционной американской компании Loews Corporation (оборот $16 млрд) Джеймс Тиш, из Италии — старший советник лондонского Международного фонда недвижимости, курирующий компанию Patron Capital (оборот $10 млрд) Йоханна Арбиб, из Канады — глава компании IKO Industries (оборот $8 млрд) Джулия Кошицки. Члены Совета должны ежегодно делать взнос в $100 000, которые идут на проекты «Сохнут».
Лишь второй раз за 90-летнюю историю «Сохнут» съезд попечителей состоялся не в Иерусалиме. Прецедент был в конце ХХ века в Аргентине, теперь евреи-миллиардеры впервые собрались в Киеве. «Киев выбран местом проведения съезда в знак благодарности за особые теплые и человеческие отношения с Израилем, — отметил посол Израиля в Украине Реувен Дин Эль. — Думаю, важно, что попечители из США, которых большинство в Совете, узнали, что такое Украина».
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Автор: Ирина Ковальчук

суббота, 22 июня 2013 г.

Украинцы между Сталиным и Гитлером

Виталий Нахманович: украинцы между Сталиным и Гитлером   - See more at: http://www.hadashot.kiev.ua/content/vitaliy-nahmanovich-ukraincy-mezhdu-stalinym-i-gitlerom#sthash.dakkQ8e6.dpu

В преддверии 22 июня газеты (в том числе и еврейские) напишут о вероломном нападении, героической борьбе, ратном подвиге… И, конечно, о коллаборационизме… Об этом феномене в украинском контексте мы говорим сегодня с историком Виталием Нахмановичем.
— Виталий, согласно определению, коллаборационизм — это добровольное и умышленное сотрудничество с врагом в ущерб своему государству. Пытаясь объяснить украинский коллаборационизм, есть соблазн ухватиться за слово «своему». Насколько своим государством стал СССР для жителей присоединенных в 1939-м областей Западной Украины? С одной стороны — сталинские репрессии и насильственная коллективизация, но с другой — всего за один год число украинских школ в регионе со 139 увеличилось до 6000 (!), были полностью украинизированы государственные учреждения, открылись 700 новых больниц и поликлиник, во Львовском университете наконец стали преподавать на украинском. Почему же немцев летом 1941-го встречали цветами так же, как русских осенью 1939-го? 


Агитационный плакат, вербующий в дивизию СС "Галичина"

— Надо понимать, что советская власть окончательно стала «своей» на территории всей (а не только Западной) Украины не в 1918 году, не в 1920-м и даже не в 1939-м, а только к 1945 году, и произошло это именно в результате войны. Огромное количество людей, не считавших это государство своим, во время войны исчезло. Миллионы сдавались в плен именно потому, что не хотели воевать за это государство — и большинство их погибло в плену. Число ушедших с немцами при отступлении в 1943-1944 годах до сих пор точно неизвестно, но речь идет о сотнях тысяч. Однако больше всего было тех, кто остался на оккупированной территории, потому что ждал прихода цивилизованной Европы. И среди них было немало евреев, особенно в западных областях, которые заплатили за свои иллюзии жизнью. А миллионы украинцев, судьба которых сложилась более счастливо, тем не менее, увидев, какая Европа пришла в их дом, решили, что лучше уж Сталин, чем Гитлер.
Что касается цветов «освободителям», то от Советов в 1939-м многого ждали. Этническим украинцам при Польше было несладко. А новая власть принесла внешнюю украинизацию, но… в стиле коренизации 1920-х годов — все получили право славить партию на своих языках. Люди надеялись на реальную возможность национальной жизни, а им просто разрешили одеть на вышиванку красную звезду. Поэтому многие из тех, кто с цветами встречал в 1939-м Советы, в 1941-м также радостно встречали немцев, а потом — в 1944-м — опять Красную армию. Каждый раз была иллюзия, что кто-то придет и все наладится. Тем более, что когда Гитлер в 1941-м пришел в Украину, он был еще, по большому счету, темной лошадкой, а что сделал здесь к этому времени Сталин, уже было хорошо известно.
Надо понимать, что Украина исторически была колонией — польской, российской, потом советской — и как любая колония ориентировалась на того, кто мог принести ей освобождение. Ирландия и Индия тоже ведь симпатизировали Гитлеру во время войны. Поэтому я считаю, что вопрос общеполитической коллаборации для Украины вообще неправомерно ставить. Коллаборационизм — это предательство, а кого тут предали?
Да и вообще нельзя, на мой взгляд, подводить под одну «статью» о коллаборационизме столь разные модели поведения, как выживание при режиме, сотрудничество с режимом и соучастие в преступлениях этого режима.

— Преданность Великой Германии, декларированная лидерами Украинской державы, провозглашенной во Львове 30 июня 1941 года, была безоговорочной. Тем не менее  немцы даже не пытались создать на украинских территориях (в отличие от большинства стран Восточной и Центральной Европы) национальное марионеточное правительство, сразу установив жесточайший оккупационный режим. Как метко заметил один известный историк, украинские националисты хотели быть союзниками немцев, а те опустили их до уровня коллаборантов. И даже после откровенного низведения местного населения до уровня недочеловеков мы сталкиваемся с избытком добровольцев при вербовке в дивизию «Галичина», успешным формированием батальонов украинской охранной полиции (шуцманшафт) и т.п. Что это — страх или надежда на смягчение немецкой политики? Так ведь госсекретарь Генерального губернаторства Кундт прямо сообщил Бандере: «Возможно, вы себя считаете союзниками немецкой армии? Но у немецкой армии нет никаких союзников на Востоке. Пользуясь военной терминологией, вы — покоренный народ».
— Эти люди — тогдашние лидеры украинского национального движения — хотели создать свое государство. В конце 1920-х годов, когда в Польше началось закручивание гаек, а в СССР шла коренизация, в ОУН даже всерьез обсуждали, как они вместе с СССР разобьют Польшу и провозгласят независимость Украины. А потом начинается уничтожение украинской культуры, Голодомор, который Гитлер, кстати, публично осудил, — единственный из всех западных лидеров, и это было услышано на Западной Украине. Кроме того, среди немецкого руководства, как партийного, так и военного, были разные мнения в отношении Украины — например, будущий рейхсминистр оккупированных восточных территорий Альфред Розенберг с начала 1930-х годов предлагал создание здесь национальных государств, союзных Германии, в т.ч. Украины. Эти дискуссии немцы вели практически до конца войны, так что основания для иллюзий у украинских лидеров были. А почему они вообще решились провозгласить Украинское государство 30 июня 1941-го? Потому что представитель Розенберга — капитан Ганс Кох, бывший офицер Украинской Галицкой армии, историк, директор Института Восточной Европы, — сказал им: ставьте Германию перед фактом — провозглашайте. А потом был арест Бандеры и к концу лета роман его сторонников с немцами кончился. А к зиме закончился роман и с ОУН полковника Андрея Мельника. После этого немцы здесь уже стали расстреливать практически всех открытых националистов, которых им удавалось схватить.

— А какова была роль ОУН в формировании местной, подконтрольной немцам, полиции? Не мог же роман быть совсем бесплодным?
 На начальном этапе обе ОУН пытались внедрить туда своих людей, поскольку стремились любым путем создать собственные вооруженные формирования. Немцы быстро это поняли и уже зимой 1941-42 гг. начали вычищать оуновские кадры.
При этом вспомним, кто в основном шел служить в полицию? Отнюдь не сознательные украинские националисты, их вообще было очень мало, а бывшие советские военнопленные. Парень из ОУН вспоминает, как вместе с немцами набирали полицейских для Киева (тех самых, которые стояли в оцеплении вокруг Бабьего Яра) — приехали в лагерь для военнопленных под Житомиром, построили всех, спросили: кто хочет служить в полиции? Весь лагерь делает шаг вперед. Кто из вас украинцы? Весь лагерь делает шаг вперед. Взяли тех, у кого сапоги были целые, потому что служили-то в своем обмундировании. Вот и все. Знаменитый 118-й батальон шуцманшафта, который уничтожал Хатынь, был в основном набран в начале 1942 года из добровольцев в лагерях для военнопленных. Из-за этого провалился минский процесс 1986 года. Оказавшиеся на скамье подсудимых начальник штаба батальона Григорий Васюра и командир одной из рот Василий Мелешко были в начале войны офицерами Красной армии и членами ВКП(б)!
Кроме военнопленных в полицию шли служить обычные местные пацаны, потому что это были деньги, паек и гарантия от вывоза в Германию.
А сколько в полиции оказалось служак из НКВД — вообще отдельная история — достаточно посмотреть списки личного состава. Немцы ведь старались брать людей с опытом, особенно в уголовный и политический отделы, т.е. в гестапо.

— Болезненная тема — участие украинских подразделений (как под немецким командованием, так и подразделений УПА) в антиеврейских акциях. Судя по протоколам Совета сеньоров от 19 июля 1941 года, среди лидеров ОУН царило единодушие: евреи подлежали либо выселению в гетто, либо уничтожению — и в этом у националистов не было никаких разночтений с оккупационной властью. Ярослав Стецько пишет Бандере 25 июня 1941 года, что «мы создаем милицию, которая поможет убирать евреев» — заметь, это еще проявление самодеятельности, так сказать, «инициатива снизу». Как и готовность перенести на украинскую почву «немецкие методы экстерминации жидов». Американо-канадский литератор и историк Марко Царинник называет антисемитизм ОУН программным и погромным, профессор Альбертского университета Джон-Пол Химка придерживается схожих взглядов. Разделяешь их мнение?
— Что касается идеологии, то отношение руководства бандеровской ОУН к любому народу было абсолютно рационально и зависело от того, как, по их мнению, позиция этого народа влияла на дело создания независимой Украины. И в этом смысле все было четко расписано: поляки — враги, ибо хотят, чтобы здесь было польское государство. Русские — враги, потому что стремятся установить здесь советскую «русскую» империю. А евреи — враги, поскольку в силу своих коммунистических симпатий ориентированы на Москву. Что предполагалось сделать с евреями? Четкой программы не было. Рассматривались разные варианты: частичное уничтожение, выселение из больших городов, концентрация в гетто, запрет на участие в политической жизни.
При этом надо четко понимать, что все это близко не стояло к нацизму, который рассматривал евреев как буквально инфернальных врагов цивилизации, уничтожение которых во всем мире было, по убеждению Гитлера, залогом выживания человечества. Хотя в июне-июле 1941 года нацисты еще не перешли к тотальным расстрелам, так что «немецкие методы экстерминации» на тот момент — это, в основном, депортации и переселение в гетто. К слову сказать, по-немецки «экстерминация» — это, в первую очередь, «изгнание», «высылка из пределов страны».
Теперь о практической реализации всех этих установок. Участие батальона «Нахтигаль» (о «Роланде» речь вообще никогда не шла) в конкретных антиеврейских акциях, как минимум, сильно преувеличивается. Что касается УПА, то тут всё основывается на воспоминаниях выживших в лесах евреев, которые называют нападавших на них людей «бандеровцами». Сколько из этих «бандеровцев» были действительно бойцами УПА, а сколько — обычными местными бандитами и мародерами, сегодня уже, наверное, установить невозможно. В любом случае, у нас нет никаких свидетельств о том, что командование УПА проводило систематическую централизованную акцию по уничтожению евреев. Наоборот, есть документы, в которых указывалось, что в результате немецких чисток еврейский вопрос потерял свою актуальность. Позиция, конечно, циничная, но мы же сейчас говорим о практических последствиях.

— А как быть с тем, что к концу осени 1941-го украинская вспомогательная полиция приняла активное участие в уничтожении от 150 до 200 тысяч евреев только на территории Рейсхскомиссариата Украина. Украинские батальоны, среди прочего, принимали участие в охране 50 еврейских гетто и 150 лагерей, ликвидации еврейского населения во многих местечках, уничтожении еврейских детей в Радомышле и Белой Церкви…
— Известно, что немцы в большинстве своих акций использовали местную полицию — для разных задач — собрать, оцепить, участвовать в убийствах. Но, опять же, украинская полиция — это не формирования ОУН, а, в основном, бывшие советские военнопленные. Только в киевском котле в плен попало 500-600 тыс. человек. Немцы не ожидали такого количества пленных, они просто не знали что с ними делать. Естественно, обязательства по отношению к этим несчастным были минимальны — Женевскую конвенцию СССР не подписал. Охранники их не кормили или бросали гнилую свеклу. Местных немцы до конца осени 1941 года просто отпускали по домам. Но если тебя не отпустили, ты живешь — в прямом смысле слова — на земле и умираешь с голода, то становишься гораздо сговорчивее в ответ на предложение послужить оккупантам. А дальше — человек «попадал». Но ведь ни в одной стране Европы местная полиция не отказывалась соучаствовать в том, что ей приказывали немцы. Просто в других странах им не велели расстреливать.

— А были случаи самодеятельности?
 О ситуациях, когда местная полиция проводила акции без немецкого приказа я, честно говоря, не знаю. Погромное движение на Западной Украине — вот это голая самодеятельность. Хотя многие погромы немцы сознательно провоцировали — открывали тюрьмы, демонстрируя населению расстрелянных жертв НКВД, сгоняли евреев вытаскивать трупы и т.д. Это происходило не только во Львове на Лонцкого, а во многих городах, причем, немецкая политика по стимуляции «акций самоочищения» зафиксирована документально. Летом 1941-го по Западной Украине прокатилась волна погромов — большие погромы с тысячами жертв прошли в Золочеве и Тернополе, по несколько сот человек погибло еще в 10-11 городах, свыше десяти убитых было еще в 30-40 населенных пунктах, и до двухсот погромов обошлись без жертв или почти без них.

— И чем, кроме немецких провокаций, ты объясняешь эту погромную волну?
— Этот вопрос на самом деле требует отдельного исследования. Обычно выстраивается «логическая» цепочка — раньше громили и сейчас громят — это, так сказать, «нормальное состояние» украинского народа — устраивать еврейские погромы. Но дело-то в том, что в 1941-м громили на Западной Украине, на бывшей советской Украине этого не было. А в период Гражданской войны все происходило ровно наоборот — на Западной Украине было тихо, за исключением погромов, устроенных в Тернополе солдатами армии УНР и во Львове поляками. Евреи отправляли делегации к Петлюре с просьбой поставить гарнизоном галицких Сечевых стрельцов — это была гарантия от погромов. Так или иначе, но за двадцать межвоенных лет межнациональные отношения в треугольнике украинцы — поляки — евреи кардинально ухудшились, чему способствовал и рост национализма в Польше.

— Поляки третировали евреев не меньше, чем украинцев, казалось бы, нацменьшинства должна была сблизить общность судьбы.
— А вот не сблизила. Была попытка парламентского сотрудничества, но в конце 1920-х она сошла на нет. А потом евреи стали вести стандартную для диаспоры политику — заигрывали с поляками, ориентируясь на господствующую нацию и культурно, и политически. К тому же шла конкуренция на экономическом поле, в конце 1920-х для противостояния еврейскому экономическому доминированию возникает украинская кооперация, получившая политическую поддержку от ОУН. Вообще во всей Европе с начала 1930-х годов мы наблюдаем упрочение позиций национализма как способа мышления. ОУН ведь была не единственной украинской политической силой, но именно она становится ведущей, особенно после советско-немецкой оккупации Польши, когда деятельность легальных партий была запрещена.

— Виталий, война может многое списать, но после нее должно наступать отрезвление. Тебе не кажется характерным, что в изданной в 1954 году книге  Бандера даже задним числом не ставит под сомнение моральную сторону союза с нацистской Германией, обвиняя несостоявшегося союзника лишь в том, что тот не воспользовался поддержкой украинских националистов. А то, что сегодня Владимир Вятрович, комментируя контакты ОУН с нацистами, замечает лишь, что Бандера «скептически оценивал возможность использования немецкой помощи в возрождении Украины»? Остальное, видимо, его не смущает.
— Адекватная оценка этому несостоявшемуся союзу не дана именно потому, что украинское национальное движение проиграло. Будучи победителем, ты можешь признавать какие-то свои ошибки. Проигравший же всегда держит круговую оборону. И получалось, что, признавая хотя бы идеологический антисемитизм украинских националистов, не говоря уже о конкретных фактах участия в уничтожении еврейского населения (о чем постоянно вопили в СССР), ты играл на руку врагу.
Во-вторых, у националистов, как и у любого движения, есть свой пантеон. Поскольку их главная цель — достижение независимости, то первые лица в этом пантеоне — те, кто за нее боролся. А коллективная мифология и историческая память не работают в режиме оттенков —  человек либо герой, либо нет.
То же самое происходит сегодня в России — казалось бы, о Сталине известно уже практически все. Но нет, подняли на щит — любыми средствами отмывают.
Проблема в том, что до сегодняшнего дня и Бандера, и Сталин — это не умершие персонажи — они живут и борются рядом с нами.

— Тем не менее Бандера писал эту книгу не под диктовку…
— Это типичная проблема лидера, который был исключен из реального процесса, но оставался знаменем. Бандера при Польше сидел, при немцах ненадолго вышел, потом опять сел. Он просто не понимал, как меняются реальные условия.

— Допустим, но главе ученого совета Центра исследований освободительного движения Вятровичу нет и сорока, и он, надеюсь, понимает, как изменились реальные условия?
— Реальные условия, действительно, изменились в том смысле, что о возможностях союза с Гитлером говорить аморально, а со Сталиным — почему-то нет. Хотя в смысле морали ни между ними, ни между режимами, которые они возглавляли, я лично разницы не вижу. Но относительно уничтожения евреев Вятрович как раз все очень хорошо понимает, не случайно он целую книгу написал с целью снять обвинения с бандеровской ОУН в этом вопросе.
При этом Вятрович, конечно, работает в сегодняшней системе идеологического противостояния, а не пишет объективно-нейтральную историю. Но должен заметить, что и профессор Химка, живущий в благополучной Канаде, и Марко Царинник тоже излагают историю, исходя из своих мотивов и представлений. Химка, например, — человек леволиберальных взглядов, для которого коммунизм все равно лучше национал-социализма, Сталин все равно лучше Гитлера и т.п. Другими словами, тот же Вятрович, но с другой идеологемой.

— Хорошо, поговорим о фактах и мифах. У многих, например, вызывает сомнения, что жена Романа Шухевича прятала еврейскую девочку Ирину Райхенберг, скончавшуюся в Киеве в 2007 году, учитывая, что эта женщина почему-то не вызвала интерес ни у одного летописца УПА! Или история о Стелле Кренцбах — еврейке-члене УПА, сведения о которой так и не удалось найти в израильском МИДе, где она якобы работала.
 Кто писал историю УПА до недавнего времени? Бывшие ее бойцы. Писали о том, как они героически боролись и их уничтожали. Типичная ура-история из уст участников событий, которых мало интересовали такие эпизоды, как спасение еврейской девочки. Тем более, что спасение еврейки женой Шухевича никак не опровергает теоретической возможности того, что сам он мог быть причастен к каким-то антиеврейским акциям. Т.е. с точки зрения пропагандистской войны сам по себе этот факт ничего не дает.
Что касается Стеллы Кренцбах — возможно, это просто красивая история, миф, но ведь достоверно известно о существовании других евреев, служивших в УПА, — сохранились их следственные дела.

— Напоследок цитата ветерана ОУН Евгена Стахива (если кто помнит Стаховича из «Молодой гвардии»): «30 июня 1941 года <…> на всех наших плакатах было написано — «Пусть живет Гитлер!» Потому что мы надеялись, что будем объединенной страной в новой Европе, хотя и понимали, что так называемая «Новая Европа» — это гитлеровский СССР! Мы готовы были ради объединения Украины стать немецким вассалом. И <…> немцы хорошо сделали, что нас тогда разогнали, <…> мир бы нас проклял за то, что мы немецкие прислужники! <…> Мои коллеги хвастаются, что начали воевать против немцев. Нет. Это немцы заставили нас с ними воевать».
Разумеется, сравнение условное, но давай сопоставим отношение словаков к Йозефу Тисо, которому удалось то, что не удалось Бандере, — стать президентом Словацкой республики под патронатом Третьего рейха, — с отношением многих украинцев к лидеру ОУН. Сложно представить, чтобы президент Словакии, даже крайне правых взглядов, решился присвоить Тисо звание Героя страны…
— Ну, во-первых, мы не очень знаем, как словаки сегодня относятся к Тисо. То, что после войны он был проклят в Чехословакии, — это понятно. Впрочем, Стахив прав — Бандера хотел стать главой государства, но не стал — и это ключевой момент для понимания сегодняшнего к нему отношения. Почему, например, Скоропадский не вошел в пантеон национальных героев? Потому что он пришел к власти на немецких штыках. Он ничего страшного не сделал, но остался в массовом сознании марионеткой. А арестуй немцы Скоропадского — стал бы знаменем.
Признай Гитлер правительство Стецько — возможно, по-другому пошла бы история. Но то, к чему тогда были готовы лидеры ОУН, было нивелировано тем, что их реально ждало…
Беседовал Михаил Гольд
- See more at: http://www.hadashot.kiev.ua/content/vitaliy-nahmanovich-ukraincy-mezhdu-stalinym-i-gitlerom#sthash.dakkQ8e6.dpuf