понедельник, 7 января 2013 г.

"ЕРЕСЬ ЖИДОВСТВУЮЩИХ" - МУТАНТ СВЯТОЙ ИНКВИЗИЦИИ В МОСКОВСКОМ "ТРЕТЬЕМ РИМЕ" (часть 3)

3. Единичное:
(или долгоиграющая идейно-политическая провокация ( мистификация) от мракобесного и юдофобского крыла Московского Патриархата РПЦ )
            А разгром "ереси жидовствующих" мы рассматриваем не в отрыве от политической реальности, а в контексте рождения "Третьего Рима" как духовного наследника Византии с одновременным включением таких институтов борьбы с прогрессом как Святая Инквизиция Ватикана в Москве.
(это все равно,  что  спровоцированные в 1999 году якобы чеченцами взрывы с помощью гексогена жилых домов в Подмосковье, Ростове, Буйнакске, и начатая, тем же провокатором, вторая "маленькая, но  победоносная" чеченская война, чтобы укрепиться у трона московского. Согласно альтернативным версиям историка Юрия Фельштинского, бывших сотрудников ФСБ Александра ЛитвиненкоМихаила Трепашкина, политолога Андрея Пионтковского, взрывы были организованы ФСБ для поднятия рейтинга Владимира Путина и сплочения общества вокруг «силовиков».).
А политическая провокация церковников, начиная с XV века, проводится с целью дискредитации партии просветителей и реформаторов европейской ориентации, дискредитации царицы Софьи Палеолог и её сына - претендента на трон - Василия, и прогрессивного министра иностранных дел Федора Курицина со товарищи, и их единомышленника митрополита московского Зосимы....
Этим разгромом на 500 лет вперед была определена не просто антизападная, антикатолическая и антиреформаторская, но и - сугубо юдофобская, антииудейская генеральная линия МП РПЦ ( вердикты четырех (!!!) Московских соборов - 1494, 1503, 1504, 1555 г.г. о выжигании каленым железом и вырывании языков любому, кто будет заподозрен даже в симпатии к "ереси жидовствующих", никто ведь так и не отменил до сих пор!?). Также как и анафему графу Льву Толстому и гетьману Ивану Мазепе. Все это ядовитое оружие Московской церкви продолжает действовать(!?)
Воинствующие церковники были в бешенстве от того, что русский двор прибегал  к помощи евреев при сношениях с иностранными государствами и в кредитно-финансовых делах. Кроме приведенных нами в предыдущих разделах портретах "жидовствующих" политиков, можно назвать еще одно имя, которое было особо ненавистно церковникам, но не попало в их проскрипционные списки в силу инстранного гражданства и высокого исламского покровительства этого "еретика". Таки да, - в 1472–86 г.г. посредником в переговорах между великим князем Московским Иваном III и крымским ханом Менглы-Гиреем был каффский еврей Хозя Кокос, крупный финансовый агент, пользовался доверием крымского хана Менгли-Гирея. Он принимал активное участие в переговорах Московского великого князя Ивана III о военном союзе с крымским ханом против общего врага - хана Золотой Орды.
Штрихи к портретам идеологов вселенской провокации
Главный вдохновитель и организатор "ереси" отец Геннадий - в 1484 году был назначен новгородским архиепископом для проведения промосковской политики в недавно присоединённом Новгороде. Вскоревступил в конфликт с великим князем из-за земельных владений архиепископской кафедры. (Вот вам и мотивация !) На Соборе 1503 года в Москве, вкупе с Иосифом Волоцким, решительно воспротивился планам Ивана III упразднить монастырское землевладение.
В 1504 году ему и его сподвижникам удалось добиться осуждения еретиков; но сам Геннадий в июне того же года, по воле великого князя, был смещён с кафедры и умер в опале.
А в 1485 году он пишет первый донос Царю на двух образованных священников, - своих бывших подчиненных, переведенных царем в Кремль,- на повышение .
В доносе он указывает, что Схария Жидовин, прибывший в город из Киева в свите князя Михаила Олельковича (Александровича) еще в 1471 г., «совратил в жидовство» новгородских священников Алексея и Дениса, которые стали главными распространителями ереси в городе.
Другие источники сообщают, что этот ученый еврей прибыл из Киева, в свите луцкого князя Михаила Олельковича, поставленного королём Польши Казимиром князем на Новгород в 1470 году.
Скудность сведений о Схарии подтверждает, что это легендарная личность, выдуманна архиепископом Геннадием и Иосифом Волоцким для дискредитации движения в сторону европейского просвещения и реформации. 
А поводом для вынуждения царя к репрессиям против иностранных еврейских специалистов послужила казнь царского врача - еврея.
22 апреля 1490 года в Москве публично казнён Леон Мистро, еврей, врач из Венеции, за то, что но не смог спасти от смерти тяжело больного сына Великого князя Ивана Третьего.  "И того лекаря Мистра Леона велел великий князь поймать и казнить его смертною казнью, голову ссечи: они же отсекли ему голову на Болвановке".
Расправа с Леоном стала стала толчком к наступлению на "жидовствующих".

Связи этой якобы ереси, даже осуждённой на соборах, с иудейством были больше вымученными, выдуманными обвинителями  - инквизиторами, а не чем-то реальным.
А истинный пафос прозападного движения культурной части царского двора и церковного клира был пафос умеренного протестантства сделаннлго из недостатка богословского и общего образования, давно уже отставшего от запросов новой эпохи. За этими исканиями проступает не «иудейский заговор», а не имеющая к нему ни малейшего отношения жажда церковных реформ, вызванных тем самым «длительным застоем мысли русского средневековья», реформ, к которым вскоре и приступил патриарх Никон и Петр Великий.
Таким образом термин «жидовствующие» был сомнительный уже в те века. ( А в 21 веке термин "страха иудейского" взятый на вооружение  путинскими идеологами "Русского мира", типа Дугина, звучит вообще  как стенания призраков, вышедших из средневековых могил, вобщем, - с Того света.)
Церковные ортодоксы наступают
-Но в эту же славную эпоху впервые в истории России в Москве проведено два целевых антиеврейских церковных собора, освятивших гонения на "жидовствующих" и их ересь.
И в современной РПЦ есть трезвомыслящие богословы, которые преподают о тех событиях по совести и разуму: "...Сень варварства, омрачив горизонт России, сокрыла от нас Европу в то самое время, когда благодетельные сведения и навыки более и более в ней размножались, когда народы освобождались от рабства, города входили в тесную связь между собою для взаимной защиты в утеснениях от феодалов; распространило мореплавание и торговлю; ремесленники, художники, ученые ободрялись Правительствами; возникали Университеты для вышних наук; разум приучался к созерцанию, к правильности мыслей; нравы смягчались; войны утратили свою прежнюю свирепость; Дворянство уже стыдилось разбоев, и благородные витязи славились милосердием к слабым, великодушием, честию; обходительность, людскость, учтивость сделались известны и любимы.
В сие же время Россия, терзаемая монголами, напрягала силы свои единственно для того, чтобы не исчезнуть: нам было не до просвещения!"
Итак, Европейская реформация христианской церкви
не смогла пробиться в московский Третий Рим, где церковь навсегда заморозила духовную жизнь народных масс, оградив её от ереси вольнодумства "жидовствующих" святых отцов и образованных дворян . (Репрессии!!!- Начиная от митрополита Зосимы, Максима Грека... и - до отца Александра Меня, которого зверски убили топором в подмосковном лесууже в эпоху перестройки).
Нет надобности припоминать внешнюю историю «жидовской ереси» и стараться восстановить еретическую «систему» в целом. Всего вернее, что еретического сообщества и вообще не было. Были известные настроения, именно «шатание умов»,  вольнодумство... Исторический смысл «жидовского» движения станет яснее, если его сопоставим с другими обстоятельствами тогдашней Новгородской жизни. Прежде всего, можно догадываться, что Новгородские еретики стояли на Московской точке зрения, почему Иван III и вывел «душевредных протопопов» на первые места в Кремлевских соборах. Покровительство и поддержку еретики находили именно в Москве.
Иначе говоря, преп. Иосиф Волоцкий и Геннадий Новгородский были выжигали наполовину выдуманное ими московско-новгородское «протестантствующее» вольнодумство методами испанской инквизиции.
История свидетельствует в пользу того факта, что преп. Иосиф Волоцкий и Геннадий Новгородский были не столько обличителями «опасной ереси», сколько проводниками католического влияния и первыми теоретиками и практиками русской православной инквизиции. Такими они и вошли в историю России и Русской Церкви.

Архиепископ новгородский Геннадий и настоятель Иосифо-Волоцкого монастыря Иосиф Волоцкий попытались обвинить своих соперников в том, что они не просто еретики, а в том, что они - вероотступники. Еретиков ждало церковное наказание, но они оставались живыми и были в состоянии участвовать в полемике между разными кругами русского общества в период строительства централизованного российского государства. А обвинив их в отречении от православной веры обрекали средневековым канонам на неминуемую смертную казнь. Поэтому и Геннадий, и Иосиф Волоцкий стремились обнаружить в иудейские истоки этой еретической традиции. Архиепископ Геннадий прямо использовал информацию, которую получили в России от посла Священной Римской Империи, которая касалась расправы над еретиками в Испании.
В Испании точно так же казнили в соответствии с приговорами инквизиции тех иудеев, которые перешли в христианство, но были нетверды в новой вере и сохраняли свои иудейские традиции. Попытались и русские церковники, боровшиеся с ересью, показать, что точно так же московские и новгородские еретики были тайными иудеями, и как испанский король они стремились с ними расправиться. Это в конце концов удалось Иосифу Волоцкому после того, как Геннадий сошёл с политической арены в начале уже 16 века...
Так, более масштабные исторические факты подтверждают взаимосвязь, казалось бы, отдаленных географически и ментально, но все-таки единых и глобальных политических  процессов развития иудео-христианской цивилизации.
Ведь жизнь иудео-христианской цивилизации развивалась в глобальных масштабах независимо от того, что писали, или чего не писали придворные летописцы.
В том же 1492г. Испанской короной было произведено финансирование грандиозной экспедиции еврейского купца из Португалии Колумба. Спрашивется: где королева Изабелла после только что завершившейся реконкисты и изгнания мавров из провинций Гренада и Кастилия могла взять деньги на обеспечение такой экспедиции?
(Колумб был очень образованным для своего времени человеком. Он прекрасно знал геометрию, географию, космографию (так тогда называлась астрономия), морское дело, а также латынь, греческий и иврит, который можно было изучить только в синагоге, кроме того, он владел португальским, испанским и итальянским языками). 
Испанские монархи Изабелла и Фернандо одобрили его проект. Правда они сообщили, что в данный момент Испания занята войной за освобождение от последнего на испанской земле арабского эмирата - Гранадского, и как только этот эмират падет, они подпишут документы о финансировании экспедиции. Гранадский эмират сдался в январе 1492 г. Позднее Колумб был приглашен на процедуру подписания документа о капитуляции, а уже на следующий день был подписан указ об организации экспедиции и предоставлении в его распоряжение двух каравелл: "Пинта" и "Нинья". Их оплатили финансовый советник королевы, крещённый еврей Луис  Сантанхель и севильский купец Франсиско Пинелло. Красивый миф о том, что королева Изабелла якобы заложила свои фамильные драгоценности, чтобы снарядить экспедицию Колумба, был только мифом. Флагманский корабль "Санта Мария" Колумб купил сам на деньги, которые в качестве ежемесячной субсидии все эти годы платили ему испанские короли, а также на деньги генуэзских евреев - купцов, которые жили тогда в Испании и финансировали своих.
1492 год был не только годом открытия Америки, но и годом изгнания из Испании сефардов - испанских евреев.  Сам Колумб был евреем на четверть, его бабушка по отцовской линии была еврейкой, отец был евреем наполовину и, конечно, во времена гонений на сефардов, Колумбу было удобнее выдавать себя в Испании за генуэзца.
Так в период искоренения "ереси жидовствующих" на Руси по странному совпадению во времени, (или же по замыслу Проведения (!?), уже записанному в Книге Книг - Торе , совершалось самое грандиозное "окончательное решение еврейского вопроса в Испании".
  Альгамбрский эдикт сразу же после окончания Реконкисты короли обнародовали указ от 31 марта 1492 года об изгнании всех евреев из обоих королевств — Кастилии и Арагоны. Указ мотивирует это крайнее решение «великим ущербом для христиан от общения, разговоров и связей с евреями, относительно коих известно, что они всегда стараются всевозможными способами и средствами отвратить верующих христиан от святой католической веры и отдалить их от неё и привлечь и совратить их в свою нечестивую веру», и т. д.
А в Москве на соборе 1493 г. Царь лично не позволил принять в отношении "жидовствующих еретиков" окончательного решения, в декабре 1504 года собор на еретиков состоялся почти по замыслу инквизиторов.


Но председательствовал на соборе уже сын царя - великий князь Василий. Старый князь в деятельности собора участия практически не принимал и, по-видимому, не из-за старческой немощи. Новгородского архиепископа на соборе не было. Незадолго до собора он был сведён с кафедры за невыполнения постановления предыдущего собора о невзимании ставленнических пошлин.


Собор постановил предать казни главных еретиков через сожжение. Жгли в специально построенных деревянных срубах, вероятно не желая демонстрировать собравшимся ужасы предсмертной агонии. В Москве казнены были брат Фёдора Курицына Иван Волк Курицын, Иван Максимов, Дмитрий Пустосёлов. Некрасе Рукавову вырезали язык и отослали в Новгород, где его сожгли вместе с юрьевским архимандритом Касьяном, братом Иваном Самочёрным и многими другими. Остальных разослали по монастырям.


Казни еретиков вызвали неоднозначную реакцию в русском обществе. Смущение вызывало несоответсвие практики казней Евангелию, писаниям святых отцов и каноническими нормами. Поэтому уже вскоре после собора Иосифом Волоцким было написано «Слово об осуждении еретиков». Иосиф соглашается с недопустимостью преследования только за инакомыслие, но попытки проповеди ереси, по его мнению, должны пресекаться самыми жёсткими мерами: «Егда невернии и еретици никого же от православных прельщают, тогда недостоит им зло творити или ненавидети их; егда же узрим неверныя же и еретики, хотящих прелстити православныя, тогда подобает не точию ненавидети их, или осужати, но и проклинати и язвити». По всей видимости, «Слово» своей цели не достигло: полемика год от года только разгоралась, став ещё одним предметом разногласий между монахами.


Следы этих споров (об отношении к еретикам) мы находим в послании волоцкого постриженика Нила (Полева), он цитирует слова Германа: «Нам не подобает судить никого ни верна, ни неверна, но подобает молиться о них, а в заточение не посылати». А товарищ Нила Дионисий Звенигородский пытается обнаружить ересь в самих заволжских скитах, и в результате пишет донос своему игумену. Иосиф Волоцкий представил донос великому князю Василию, тот поставил в известность Вассиана Патрикеева. Вассиан, который считался учеником Нила Сорского, защищал белозерцев перед великим князем и потребовал свидетеля, доставившего донос старца Серапиона, на допрос. Допрос закончился смертью свидетеля. Великий князь в гневе приказал сжечь пустыньки волоцких монахов, а самих их отправить под надзор в Кирилло-Белозерский монастырь.


В появившемся вскоре «Слове на списание» автор Вассиан Патрикеев выступает с критикой карательных мер Иосифа, призывает не бояться богословских диспутов с еретиками.

Ощутимым последствием борьбы с жидовствующими и их осуждения на церковном соборе 1504 года стал рост религиозной нетерпимости, массовое неприятие иудаизма и евреев в Московской Руси. Словом «жидовин» стали называть отступников от православной веры, «антихристов», коих считали колдунами, чернокнижниками и «совратителями душевными», испытывая перед ним суеверный страх. Иван Грозный распорядился не впускать евреев-торговцев в русскую столицу, если они не соглашались на крещение. Несмотря на гонения, ересь жила долго, до XIX века, пока ее окончательно не извели самым жесточайшим образом.



Не было бы счастья, да несчастье помогло.
Распространение ереси жидовствующих сопровождалось появлением переводов с иврита на русский некоторых библейских книг и сочинений еврейских писателей по логике (например, труда Маймонида, известного в переводе на иврит под названием «Миллот ха-хигайон» или «Шмотха-хигайон» — «Слова логики» или «Термины логики»), астрологии и астрономии («Шестокрыл» — «Шеш кнафаим», Иммануэля бен Я‘акова Бонфиса) и другим наукам, — главным образом с целью доказать правильность еврейского летосчисления и исторической традиции в сравнении с византийскими. Полемика между жидовствующими и православной церковью обогатила духовную жизнь России конца 15 в. — начала 16 в.
Еретики сыграли заметную роль в оживлении общественной мысли и литературы в России. По посланиям Геннадия можно, хотя бы приблизительно, установить круг интересов вольнодумцев. Это прежде всего библейские книги Ветхого завета, житие папы Сильвестра (современника императора Константина) слова александрийского патриарха Афанасия против ариан. Особый интерес для них могло представлять обширное послание византийского патриарха Фотия болгарскому князю Борису-Михаилу об осуждении ересей на семи вселенских соборах. Примыкали к этой литературе и сборники изречений библейских мудрецов - «Притчи Соломона» и «Иисус Сирахов», а также сборник изречений греческого драматурга IV в. Менандра.
Памятником философской литературы была «Логика» - компиляция трактатов еврейского мыслителя Моисея Маймонида (XII в.) и арабского ученого Аль-Газали (конец XI- начало XII вв.). «Логика» была своеобразной энциклопедией философской мысли и давала представление об античном и арабском материализме. Благодаря еретикам, на Руси получили распространение троянские саги, апокрифы о Соломоне и Китоврасе.
Итак, даже отрывочные сведения о книгах, читавшихся еретиками, говорят не только о реформационных устремлениях вольнодумцев, но и поисках ими реальных философских и естественнонаучных знаний. Вынужденный вести с ними ожесточенную полемику, Геннадий и его окружение способствовали распространению тех же книг, что читали еретики. Все это пробуждало новые интересы, оживляло научную, философскую мысль и жажду познания.
Сами еретики также создают литературные произведения. Это «Лаодикийское послание», «Повесть о Дракуле» и «Написание о грамоте» Федора Курицына, «Сказание о князьях владимирских» (в редакции) Ивана Черного.
Для полемических целей архиепископ Геннадий предпринял перевод с латинского одного популярного в то время труда сорбоннского профессора Николая де Лира, под названием (в переводе) «Прекраснейшие старания, иудейское безверие в православной вере хулящие». Также было переведено еще одно западное сочинение «Учителя Самойла Евреина на богоотметные жидове обличение пророческими речами».
Крупнейшим предприятием стал перевод полного текста Библии. До этого библейские книги переписывались групповыми сборниками: то Пятикнижие, то Псалтырь и Притчи, то Пророки, Большие или Малые.
Новгородский инквизитор Геннадий
Из истории этого вопроса следует, что под руководством новгородского архиепископа Геннадия была составлена полная Библия, причём Ветхий завет был переведён с Вульгаты, так как рукописей Ветхого завета найти на Руси не удалось.
Зачем Геннадию в XV веке понадобилось собирать под одной обложкой Ветхий и Новый заветы практически в их нынешнем виде? Какую цель он преследовал? И он ли это сделал?
Почему церковь отрапортовала о победе над жидовствующими, а реально получилось иначе, и изрядная доля православных в наши дни считает, что эта ересь существует до сих пор и более того — господствует в иерархии РПЦ?
Можно обнаружить множество противоречий в событиях того времени и даже в богословских трудах.
Геннадий — главный борец с ересью, и вдруг при нём к трём книгам, используемым в богослужении на Руси, в качестве священной книги добавляется Ветхий завет, фактически пропагандирующий ту же ересь.
Считается, что Библия Геннадия — это основа современной русскоязычной Библии, так как она фактически без изменений была через 80 лет напечатана в виде Острожской Библии в западной части Руси и в 1663 году воспроизведена как первая московская печатная Библия. Казалось бы, все вопросы с переводом текста Ветхого завета решены, ан нет: при Петре I снова начинают согласовывать его содержание с греческим текстом, но переводчики почему-то делали его перевод с Вульгаты и с еврейского масоретского текста, считая его оригиналом. Переводчиков обвинили в нарушении воли Петра. После Петра вакханалия с переводами с некоторыми перерывами продолжалась до конца XIX века.
Прославление еретиками разума, грамотности свидетельствовало о пробуждении, хотя бы в узком слое русского общества рубежа веков стремления к знаниям, образованности. Их деятельность подрывала основы церковной ортодоксии, способствовала развитию научных представлений. Византийские традиции начинали постепенно идти на убыль, церковь отходила от прежних позиций, тем более этому способствовала великокняжеская власть, все более усиливавшаяся.
Русское государство стояло на пороге Возрождения, Нового времени.
Вопрос о церковном землевладении;
тесно переплетен с ересью жидовствующих. Вопрос об устройстве служилого землевладения был в то время связан с вопросом о монастырском землевладении. В XV в. монастыри в Московской Руси так размножились и овладели таким количеством земель и крестьян, что стали возбуждать беспокойство правительства и светских землевладельцев. У правительства уже не стало хватать удобных земель для помещиков, и великие князья были бы не прочь секуляризовать монастырские вотчины. С другой стороны, земельные богатства монастырей стали смущать самих монахов, которые находили, что «стяжание» противоречит вообще монашеским обетам. Так с разных точек зрения начато было обсуждение вопроса о монастырских землях и возникло целое движение, оставившее яркий след в литературе того времени.
То, что великокняжеская власть использует церковную, соборную форму для управления страной, имеет причины. Оба этапа сложения земских соборов (начало и середина XVI в.) падают на время напряженной борьбы с привилегиями церкви, с ее полунезависимым положением в стране. Вторгаясь в деятельность церковных учреждений, ставя их себе на службу, правительство тем самым подчиняло церковь своему контролю, что было составной частью борьбы за преодоление удельных порядков и развития государственной централизации.
Ересь жидовствующих, Стоглавый собор, антииудейская полемика в Палее, никонианский раскол — это лишь видимая часть айсберга сложного процесса продвижения Ветхого завета в Россию, а то, что происходило на самом деле, — отчасти предано забвению, а отчасти до сих пор тщательно скрывается.
(конец 3 части)

Комментариев нет:

Отправить комментарий