С
момента своего зарождения сионистское
движение встречается — как в еврейской,
так и в не еврейской среде — с энергичным
идеологическим и практическим
противодействием. (Процессы внутри
еврейства мы оставляем евреям).
С
созданием Государства Израиль практически
все неполитические еврейские организации
мира (кроме тех, которые действовали в
социалистических и мусульманских
странах) окончательно перешли на
просионистские и произраильские
позиции.
Из
истории Сионистского движения в
Российской
и
Советской империях
Сионисты не имели
легального статуса с момента своего
возникновения, однако на рубеже 19–20
вв. власти не препятствовали их
деятельности: подозрительно относясь
к сионизму как к национальному движению
этнического меньшинства, угрожающему
устоям «единой и неделимой» империи,
российское правительство видело в нем
в то же время средство уменьшения
численности еврейского населения страны
(за счет эмиграции в Эрец-Исраэль) и
соперника революционных партий в борьбе
за влияние на еврейскую молодежь.
Появление в сионизме
социалистического течения побудили В.
Плеве издать 24 июня 1903 г. секретный
циркуляр, практически запрещавший
всякую сионистскую деятельность, не
направленную непосредственно на
обеспечение выезда евреев из России.
В 1917 г. свыше 1200
местных организаций российских сионистов
вели широкую пропаганду идей еврейского
национального возрождения, собирали
средства в Еврейский национальный фонд,
распространяли информацию о положении
в Эрец-Исраэль, а для поддержки тех, кто
желал туда переселиться, создавали
общества взаимопомощи.
Выходили
39 сионистских периодических изданий
на идиш, десять — на иврите, три — на
русском языке. Через общество Тарбут
сионисты создали около 250 учебных
заведений, где языком преподавания был
иврит.
Декларация Бальфура,
с энтузиазмом встреченная российским
еврейством, существенно укрепила
позиции сионистов. В
конце ноября 1917 г. в Учредительное
собрание было избрано шесть сионистов.
На состоявшихся в конце января 1918
г. выборах делегатов всероссийского
еврейского съезда за списки сионистов
проголосовало около двух третей
избирателей (из-за начавшейся вскоре
гражданской войны съезд не состоялся).
На выборах в советы еврейских общин
Украины весной 1918 г. сионисты получили
54,5%.)
В гражданской войне,
вспыхнувшей в России после захвата
власти большевиками, сионисты
заняли позицию строгого нейтралитета.
Одним из немногих
идейно-политических течений 20 в.,
последовательно и
непримиримо враждебных сионизму,
является коммунистическое
движение.
В. Ленин видел в сионизме
(даже левого, социалистического толка)
одно из проявлений буржуазного или
мелкобуржуазного национализма,
противостоящего пролетарскому
интернационализму и проповедующего
классовый мир между рабочими и
капиталистами одной национальности. В
статье «Мобилизация реакционных сил и
наши задачи» (1903) Ленин
доказывал, что сионизм — больший враг
социал-демократии, чем антисемитизм.
Позднее, в начале 1920-х гг., отвечая отказом
на просьбу М. Горького прекратить
преследования сионистов в Советской
России, Ленин подчеркнул антагонистичность
сионизма и коммунизма, обусловленную
тем, что основная задача последнего —
«уничтожение всех государств и организация
на их месте союза коммун», в то время
как сионисты «мечтают, как бы прибавить
еще одно государство к уже существующим».
В соответствии с этими установками
последователи Ленина — большевики (с
марта 1918 г. — коммунисты) уже в 1900-х гг.
развернули совместно с Бундом активную
идейную борьбу с сионизмом; особо
яростным нападкам подвергался выдвинутый
частью сионистов лозунг неучастия
евреев в политической борьбе в России.
Несмотря на то, что с начала гражданской
войны в стране сионистское движение
объявило о своем нейтралитете, в 1919 г.
коммунисты начали широкую репрессивную
кампанию против него, завершившуюся
к 1928 г. полной ликвидацией всех сионистских
организаций, включая Еврейскую
коммунистическую рабочую партию По‘алей
Цион, которая пыталась совместить
сионизм с официальной коммунистической
идеологией.
Со второй половины
1920-х гг. принадлежность к сионистскому
движению или сочувствие ему рассматривались
в Советском Союзе как политические
преступления и жестоко карались. В
качестве противовеса сионистской
концепции восстановления еврейской
государственности в Эрец-Исраэль
советскими властями был вначале выдвинут
проект создания еврейских сельскохозяйственных
колоний в Крыму, а затем учреждена
Еврейская автономная область на Дальнем
Востоке.
Весной 1918 г. в сотнях
общин с успехом прошла «Палестинская
неделя». Предпринимались усилия по
мобилизации частного капитала для
создания хозяйственной инфраструктуры
еврейского национального очага в
Эрец-Исраэль: активы учрежденных
сионистами компаний по строительству
нефтеочистительного завода в Хайфе,
жилых домов, отелей и торговых помещений
составили десятки миллионов рублей.
Значительную силу приобрел российский
Хе-Халуц, «трудовым надпартийным
объединением» лидером которого с весны
1918 г. до августа 1919 г. был И. Трумпельдор;
который стремился к единству рабочего
сионистского движения.
С июля 1919 г. советские
власти развернули широкое наступление
на сионистское движение; возглавили
это наступление деятели евсекций,
большей частью — недавние бундовцы и
социалисты. Был издан приказ о ликвидации
всех сионистских организаций на Украине
и конфискации их имущества; одновременно
комиссариат по делам национальностей
объявил иврит
«контрреволюционным языком» и запретил
его преподавание во всех учебных
заведениях. !!!
Власть закрыла
сионистские издания «Рассвет» и «Хроника
еврейской жизни». Начались повсеместные
преследования сионистов в провинции.
23 апреля 1920 г. были арестованы почти все
участники и гости сионистской конференции,
проходившей в Москве; 19 из них приговорили
во внесудебном порядке к различным
срокам заключения. Тем самым сионизм
был фактически объявлен вне закона;
тысячи участников движения подверглись
репрессиям.
Почти все руководители
движения были вынуждены эмигрировать.
Все попытки добиться изменения позиции
советского руководства по отношению к
сионизму (обращение М. Горького к В.
Ленину, переговоры британского сиониста
М. Идера с народным комиссаром по
иностранным делам Г. Чичериным) окончились
неудачей.
К 1923 г. в Советском
Союзе оставались лишь две разрешенные
сионистские организации: Еврейская
коммунистическая рабочая партия По‘алей
Цион и так называемое «легальное» крыло
Хе-Халуца. Часть сионистских объединений
продолжала действовать в подполье; их
работу координировало центральное
сионистское бюро во главе с Э. Чериковером,
созданное в 1920 г. в Москве взамен
распущенного центрального комитета
сионистского движения в России. Бюро
при помощи своих агентов поддерживало
связь с организациями на местах, выпускало
машинописный информационный листок,
заботилось о получении в британском
консульстве въездных виз в Эрец-Исраэль
для олим, оказывало им материальную
поддержку. Под видом единоличных
крестьянских хозяйств работали учебные
центры «нелегального» Хе-Халуца (Халуц
леумми-‘амлани).
В марте 1924 г. члены
центрального бюро были арестованы и
приговорены к ссылке в Среднюю Азию,
замененной (по некоторым данным, благодаря
вмешательству Л. Каменева) высылкой
за рубеж. В сентябре-октябре 1924 г. аресту
подверглись около трех тыс. активных
сионистов;
многих из них приговорили к длительным
срокам заключения в исправительно-трудовых
лагерях.
Новые попытки добиться
хотя бы частичной легализации движения,
предпринятые в 1925 г. , не дали никаких
результатов, преследования сионистов
усилились. В 1928 г. власти распустили
Еврейскую коммунистическую рабочую
партию, ликвидировали «легальный»
Хе-Халуц и закрыли принадлежавшие ему
фермы. К этому же времени были окончательно
разгромлены почти все подпольные
сионистские организации. Отдельные
глубоко законспирированные группы
Хе-Халуца просуществовали до 1934 г.
Многие российские
сионисты погибли во время массовых
репрессий и Большого сталинского террора
30–40-х гг.
После присоединения
к Советскому Союзу стран Прибалтики,
восточных районов Польши, Бессарабии,
Северной Буковины (1939–40) действовавшие
там многочисленные и влиятельные
сионистские организации были в короткий
срок ликвидированы, а их сторонники
отправлены в лагеря или сосланы в
отдаленные районы страны.
Антисионистские
позиции заняли все партии Коммунистического
Интернационала (Коминтерна) и его
центральные органы. Даже в годы Второй
мировой войны коммунисты не сотрудничали
с сионистами; среди немногочисленных
примеров успешного взаимодействия двух
движений — создание в гетто Варшавы
Антифашистского блока и Еврейской
боевой организации, а также совместное
участие сионистов и коммунистов в
подпольной организации, действовавшей
в гетто Вильнюса. И все.
С 1944 гг. в западных
областях Советского Союза работали
эмиссары Брихи; с их помощью несколько
тысяч евреев смогли покинуть страну и
добраться до Эрец-Исраэль. В первой
половине 1946 г. эта операция была пресечена
органами госбезопасности, а ее организаторы
арестованы и приговорены к длительным
срокам заключения.
В 1947–48 гг. советское
руководство оказало дипломатическую
поддержку сионистам, боровшимся за
создание еврейского государства;
поставки тяжелого вооружения из
Чехословакии, в правительстве которой
преобладали коммунисты, во многом
способствовали победе Израиля в Войне
за независимость.
Это, однако, не стало
началом перелома в отношениях между
коммунизмом и сионизмом. Уже в 1948–49 гг.
сионистские организации были ликвидированы
во всех странах Европы и Азии, оказавшихся
в орбите советского влияния. В советской
прессе, освещавшей в начале 1953 г. дело
врачей, появились утверждения о
существовании «международного заговора»
сионистов против Советского Союза и
стран «народной демократии»; в Чехословакии
прямые обвинения в причастности к такого
рода заговору были предъявлены евреям
(в том числе двум гражданам Израиля),
проходившим по процессу Сланского.
Начавшаяся во всех странах коммунистического
блока антисионистская пропагандистская
кампания прервалась после смерти И.
Сталина (март 1953 г.), но во второй половине
1950-х гг. возобновилась, причем главной
мишенью для нападок с этого времени
стало Государство Израиль.
Комментариев нет:
Отправить комментарий